Найти в Дзене
Виниловая лихорадка

Необычные советские пластинки - 4. Латвийский ответ Deep Purple

Посмотрим и послушаем очередную пластинку из моей коллекции. Иногда в каталоге советского винила находятся весьма забавные вещи, после которых вновь недоумеваешь: неужели "Мелодия" в то время была известна только Пугачёвой и Леонтьевым, куда уходили остальные пластинки, которые не были замечены слушателями?

Перед нами пластинка под названием "Лоренцс, Карлсонс, Плакидис, Васкс", состоящий из произведений четырёх композиторов Прибалтики. Первая сторона условно симфо-роковая, вторая - Академически-авангардная. Знакомы ли вам эти фамилии?

-2

Два Петериса, Плакидис и Васкс, латыши, композиторы, которые на тот момент хоть и были молодыми, уже имели за плечами по паре пластинок с их произведениями. В советское время начинающий молодой композитор, имеющий за плечами выпуск из консерватории, мог получить ангажемент, запись на студии, оплачиваемый государством оркестр и гарантию на выпуск пластинки. Чего не могли порой получить ни джазмены, ни композиторы-песенники. Сужу лишь по огромному каталогу современных на тот момент композиторов, минуя Шнитке, Денисова, Губайдулину, Пярта и Щедрина, где нашлось место десяткам и сотням различным авторам со всего СССР.

Но вторая сторона, при всём уважении, не настолько интересна музыкальна. На фоне первой стороны она и вовсе другая. А вот первая сторона- вопиющий случай в истории советской звукозаписи. Первой композицией стала "Концертино для Симфонического Оркестра и Рок-Группы" Зигисмунда Лоренцса.

Её вполне можно воспринимать как произведение, вдохновленное Джоном Лордом и "Концертом Для Группы с Оркестром" Deep Purple. Лоренцс сочинил "Концертино" как дипломную работу, соединив требование сочинения для оркестра и свои увлечения рок-музыкой, в которой он уже "варился" больше десяти лет.

-3

В советской практике это не первый подобный опыт. В начале 1970-х подобный синтез симфонической музыки и пока сделал Имантс Калныньш, но это не было в полном смысле произведением для группы и оркестра. Лоренцс же, будучи рокером по профессии, сделал это осознаннее и продуманнее.

-4

Лоренцс был гитаристом и одним из создателей знаменитого латвийского ВИА "Эолика", работал на студии и часто записывал гитарные партии для саундтреков. Поэтому опыт позволял заняться сочинением крупных форм. На записи " Концертино" ему помогли известные в то время латышские музыканты: на клавишных играли Карлис Рутенталс, участник Modo, ВИА-протеже Раймонда Паулса, и Иварс Вигнерс, тоже композитор, позже записавший пластинку "Музыка над Морем". На ударных сыграл Марис Бриезкалнс, участник бесчисленных джазовых коллективов и барабанщик трио всё того же Паулса. Профессионализм музыкантов можно услышать во время прослушивания.

Композиция получилось динамичной и эклектичной: после пафосного вступления появляется рок-группа, быстрые темпы сменяются мелодичными медленными партиями, а в середине даже есть барабанное соло с перекличкой между ударной установкой и литаврами. Всё, как у Лорда... Тем не менее, такое произведение очень ценно: не так много в мире вовсе композиций, сочинённых для рок-группы с оркестром. Помимо Лорда, можно вспомнить Salisbury, Atom Heart Mother, Journey To The Centre Of the Earth, может парочку альбомов типа Concerto Grosso итальянцев New Trolls. Список не будет очень большим.

Помимо "Концертино", на первой стороне есть композиция Per I Giovani Юриса Карлсонса. Он не может похвастаться опытом работы в популярных ВИА, но пьеса получилась тоже интересной: под заводной рок-ритм мы слышим оркестровые переклички и переходы бас-гитары. Это нужно услышать.

Полный рип пластинки

#винил #виниловыепластинки #коллекцияпластинок #коллекционирование #пластинки