Сегодня решила провести эксперимент над собственным дитём.
Эксперимент выдуман не мной, но встретился мне на глаза не так давно в печатном издании, и я решила, что мне надо проверить! Тем более, там проверка настолько элементарная, что проще не придумаешь.
Название эксперимента, представьте себе: Зефирный тест. Слышали о таком?
Официально: Исследование отсроченного удовольствия.
Разработчиком эксперимента называют Стэнфордский университет, а это значит, что речь идёт совсем не о дурашестве, а о серьезном научном подходе.
Удивительно то, что подход этот, научный, в реальной жизни очень и очень примитивно применяется.
Буквально каждый может со своим ребёнком данный эксперимент осуществить.
Но... зачем? Что такого полезного я рассчитываю узнать, благодаря какой-то примитивной зефирине?
Сейчас расскажу.
Ученые Стэнфордского университета утверждают (и уже давно, еще с 70х годов), что, дав ребенку выбор между немедленным удовольствием и удовольствием более масштабным, но и более поздним по времени, можно с большой уверенностью понять насколько благополучно в дальнейшем сложится жизнь испытуемого малыша.
Если конкретней.
Перед ребёнком оставляют некую сладость; изначально это был зефир- маршмеллоу. Ребенок видит угощение, может взять его и съесть, это не запрещено. Но при этом взрослый (экзаменатор) объясняет малышу условие:
Ты можешь взять и съесть зефир сразу.
Но если ты не станешь съедать сладость, а немного подождёшь, то ты получишь уже две зефирки. Подумай, что ты выберешь?
На этих словах экзаменатор покидает комнату на 15 минут, оставляя ребенка наедине с угощением.
Результат, как мы понимаем, может быть либо один, либо другой, третьего не надо.
Либо ребёнок сладость нетерпеливо съедает, либо проявляет выдержку, расчёт, упорство и Бог знает какие ещё качества, но зефирку не трогает. И вот в этом случае будет считаться, что в своей будущей взрослой жизни этот малыш преуспеет намного больше, чем другой, не удержавшийся от искушения.
Странно? Как-то просто? Неправдоподобно?
Тем не менее. Зефирный эксперимент проводят уже более 60 лет и не одно поколение детей, прошедших его, выросло и подтвердило точность исследований.
Куда там закрученным Ай кью тестам!
Все гениальное просто.
Ну что ж, я, как мать, решила, проверить. Очень мне хотелось надеяться, что мой мальчик справится с искушением и даст материнскому сердцу надежду на то, что сын обладает качествами, необходимыми для успеха в жизни.
Да, и главное условие.
Конечно же, с ребенком лет 15ти эксперимент с зефиркой будет неэффективен. Такому ребенку уже и зефирка побоку, ему колу подавай, да и логические связи уже выстроены: раз пообещали позже дать в два раза больше, значит, буду терпеть.
Возраст малышей, с которыми следует экспериментировать- от 3х до 5ти лет.
Из моих трёх сыновей подошёл только один- ему 4.
И мама бросилать исполнять задуманное, пока малыш не успел вырасти.
Я сделала так, как советуют зефирные профессионалы:
Завела сына в комнату, усадила на стул, на стол поставила тарелку с сиротливо лежащей маршмелкой.
(Да, предварительно проследила, чтобы до эксперимента дитё не налопалась сладкого. В инструкции этого не было, додумалась сама).
Провела инструктаж:
- Так, мол, и так. Вот зефир. Ты его можешь взять.
Хочешь съесть?
- Хочу,- не парясь ответил сын.
- Если хочешь- съешь, но есть одно важное условие. Если ты сейчас его не скушаешь в течение некоторого времени, я дам тебе уже 2 таких зефирки.
Короче говоря, не тронешь зефирку- получишь две.
Подумай. Или одна прямо сейчас, или две, но позже. А сейчас я закрою дверь и ты побудешь некоторое время один.
Сказано- сделано.
Вышла из комнаты, отправилась на улицу- смотреть в окно. Ребенок меня при этом не видел.
Что делал мой сын?
Сначала сидел, гипнотезируя зефир. Очевидно, шел тяжелый мыслительный процесс.
Оглянулся по сторонам, потрогал. Лизнул.
Положил на место. Опять гипноз.
Потом внимание сына отвлекла точка на стене.
Подошёл, поковырял точку. Расковырял кусочек обоев. Попытался загладить, не вышло. Опять оглянулся, отошёл в другой угол.
Зефир был забыт.
Поковырялся в носу. Ещё поковырялся.
Надоело, пошел пробовать открыть дверь. Не вышло- я заперла.
Начал собирать пылинки на полу.
Пытался тянуть пыль в рот- мать за окном еле сдержалась, чтоб не забарабанить по стеклу.
Время тянулось неимоверно медленно. В очередной раз взглянув на часы, я увидела, что осталось всего 3 минуты. Схватка со Стэнфордским университетом была практически выиграна!
Я собралась отправляться обратно в дом, заключительной взглянув на скучающего за столом сына, как внезапно он молниеносно схватил зефирку и быстро засунул в рот!
Тысяча чертей!
Я с трудом взяла себя в руки, чтобы не испортить чистоту эксперимента и не заколотить в окна и стены.
К счастью, мне хватило самообладания, чтобы не начать ругать сына за сделанное- в конце концов, он ни в чем не виноват. Более того, я не стану ставит штампы и давать какие-то оценки поступку. Что есть, то есть.
На том и минуло 15 положенных минут.
Эксперимент мы не выдержали, увы.
А с другой стороны...
Мозг тут же начал подкидывать мне идеи для оправдания собственного чада.
Вот как они проводят эти опыты?
Допустим, на эксперимент привели малыша, пресыщенного сладостями. Он их только что ел и ему просто не лезет.
А другой, напротив, никогда в жизни не евший сладкого маршмеллоу, от одного вида которого у ребенка потекли слюнки... Сдержался бы он также легко, как современный искушённый ребёнок?
Едва ли.
Думаю, на это тоже стоит обратить внимание. Подозреваю, что исследователи понимают эту тонкую грань между разными обстоятельствами жизни детей из разных слоев общества, в том числе выходцев из разных стран.
Тем не менее, эксперимент продолжает считаться действенным и даже обгоняет по популярности другие сложные тестирования.
Кому было интересно- попробуйте со своими детками! Буду рада, если поделитесь результатами.
А я подожду пока вырастет младший, ему пока два. Повторю, пожалуй, домашнее исследование.
Всем зефирок!