Журналисты KP.RU Владимир Ворсобин и Иван Макеев едут автостопом от Калининграда до Владивостока. Они выехали 4 ноября, чтобы через бесконечные разговоры с простыми людьми, случайные встречи и сотни километров дорог увидеть, чем живет и дышит настоящая, нетелевизонная Россия. Предыдущие репортажи.
КАК С НАМИ СВЯЗАТЬСЯ
Наш телефон - +7 (903) 799-34-22. Все мессенджеры включены «на прием». Ждем от вас темы репортажей, рассказы о жизни родного города. А если вы водитель - будем рады, если вам с нами по пути!
О том, где мы сейчас - читайте в трансляции. Здесь же - наш маршрут на карте.
МУЖИКИ И НЕМАН
Если кто-то считает, что экспедиция «КП» засиделась в Калининграде, то таким умникам скажу откровенно. Не сдерживаясь. Прямо в лицо.
Вы правы.
Хотя жалко. Сколько еще не рассказано...
Вот стоим мы, к примеру, на набережной Советска (бывший Тильзит) - мужики в Немане рыбу ловят. На том берегу Евросоюз. Литовский берег. Ни военных, ни колючей проволоки. Как будто угодили в СССР. В Литве мужики глядят на поплавок. И наши глядят. Европейцы с пивком (знаю литовцев, в этом деле они - наши люди). И наши с фляжкой. А между ними - лишь Неман, руку протяни.
- И пожми, - сказал во мне пацифист. Осторожно оглядываюсь.
Ваня Макеев тут как тут. Бдит. Ворчит, что это иллюзия, что на нашем берегу живут нормальные люди, а на том - вымирающие. И то, что их домики с виду симпатичнее, тоже иллюзия. «Потому что главное, Ворсобин, не комфорт, не «потреб.....о» (во как!), а душа...»
ХРИСТИАНСКИЙ КОЛХОЗ
Нас словно кто-то вел за руку. Неожиданно попадаем в монастырь, где знакомимся с настоятельницей матушкой Елисаветой. Она поставила монастырь в чистом поле - сначала женский, потом мужской, потом православную деревню, потом целый, простите, христианский колхоз - с полями, теплицами, страусиной фермой. С самым высоким в Европе 25-метровым крестом.
«Как это может быть под силу одному человеку?» - думал я, разглядывая это православное хозяйство.
- У меня был сон, - рассказывает мне матушка. - Кто-то говорил: поднимись и иди к Богу. А я отказалась (голос срывается). Ответила: я не согласна.
Настоятельница прячет глаза. Слезы.
- На следующий день ко мне приходит человек с предложением купить здесь дачный домик. Я поняла - это был знак. Я отдала свой дом в Калининграде церкви и приехала. Пустыня, грязь, трава выше человеческого роста, дороги нет. Мы начали строить. Не знаю как. Знаю только, что все здесь построила Божья Матерь...
Рассказываю матушке Елисавете о нашей экспедиции. О цели понять народ...
Смотрит ласково. Мол, вот дитя неразумное.
- Любимый, - улыбается. - Пойми себя. И все станет понятно. Каждый человек - личность перед Богом. И каждый несет свой крест. Кто-то с ропотом, кто-то с благодарностью. Начни с себя!
- Но народ же существует... - говорю растерянно.
- А что такое народ? Если каждый из нас не изменится, не пройдет тот путь, который проходил Христос, все останется так же, как было и до Ноева потопа, и после, - мы всегда в состоянии войны друг с другом. Бежим огромной толпой в ад.
- Жалко людей...
- Жалко, - соглашается Елисавета. - До слез жалко.
РЕЙТИНГ ДОБРОТЫ
Ну а когда в мрачном вымирающем городке Ясном за проделки Ивана нас задержали пограничники и мы так задружились, что они принялись ловить для нас автомобили своим полосатым жезлом, я понял - пора. Ехать дальше.
Душевный Калининград, как к нему ни придирайся, достоин «трех ангелов». Три из трех возможных.
(Мы решили вести глубоко субъективный «Рейтинг доброты» регионов, который, уверен, важнее всех KPI-показателей. Впереди наш ангельский тест Псковской и Новгородской областей.)
К перрону подошел поезд, эвакуирующий нас на Большую землю через Прибалтику.
И тут в экспедиции началась смута. Бунт на корабле!
ГРАНИЦА
В описании мордобитий, катастроф и других развлечений человечества принято писать: «ничто не предвещало».
Напишу и я. Ничто.
Сонный вечер. Опломбированный вагон (касаться литовской земли НАТО пассажирам маршрута «из России - в Россию» категорически запрещено) катился себе по вражеской территории, пассажиров было мало. Нас развлекала блуждающая толпа из спецслужб.
Сначала ворвались русские таможенники с требованием предъявить янтарь, потом с топотом прибежали пограничники. Поезд для порядка чуть сдвинулся с места, и в него ме-е-едленно заплыла литовская таможня, а через пару минут - зевающие погранцы... А так как Литва страна небольшая, то через пару часов опять случилась граница. И в твоем купе тебя досматривают две милые литовки, а потом роются в паспорте немилые литовцы. Поезд снова чуть сдвигался, и в него засыпаются белорусы...
И среди этого тихого дурдома сонно ходил Ваня Макеев. Он давно перешел в «спящий режим» и поэтому рефлекторно снимал все подряд - кошек, девушек, проводниц, стоп-краны...
И вдруг говорит: напишу заметку в нашу трансляцию (там мы описываем свои приключения в режиме онлайн).
- Странно, - говорю, - ну ладно.
ВРАЖЕСКАЯ ПРОПАГАНДА
И тут выясняется, что на перроне какой-то станции литовцы для нас, пассажиров, повесили пропагандистский плакат: «Это происходит, потому что ты не веришь в это».
А Ваня в нашем блоге от имени святой инквизи... то есть экспедиции, пишет:
«В Литве на каждой станции висят русофобские плакаты с призывами «платить и каяться» за спецоперацию. И рядом предлагают «плюшку» - бесплатный вайфай. У меня прямо Нуланд с печеньками перед глазами. Типа откуда у нас, диких, вайфай?!»
Я с любопытством говорю: Вань, а это точно русофобия или просто пропаганда?
Зря спросил...
Каждый раз убеждаюсь - нельзя говорить с родными и друзьями о политике.
Минут через двадцать на словах «Оправдывать этих гадов может только враг!» Иван затих. И уснул.
Я поставил в трансляцию сообщение:
«Проезжаем Литву, на станциях агитация на русском языке. Подход западной пропаганды тонкий. Нашим бы научиться. Чтоб не в лоб. Чтоб подумать. Директор ВЦИОМа Федоров как-то сказал мне: «А вы разве видите в России госпропаганду? Ее нет. Вот что удивительно!»
Забрался на свою полку. И, уставившись в окно, стал ждать Россию. Ее Дно.
Дно - городок в Псковской области, где, если верить исследованиям, живут самые крутые матерщинники на Руси...
Там мы с Ваней и поговорим.
Продолжение читайте в следующих номерах «КП» и на сайте KP.RU.