Найти тему

Косьма и Дамиан и их праздник – Кузьминки

Оглавление

Для современного жителя Московского региона слово «Кузьминки» – всего лишь название столичного района. А ещё столетие назад при этом слове воображение рисовало скачки на лошадях с помелом, «похищение» продуктов, весёлый смех и море молодого пива.

Врачи-бессребреники

Старинный русский праздник Осенние Кузьминки (или просто Кузьминки) назван в честь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их преподобной Феодотии. Они жили на территории нынешней Турции в III–IV веках.

Братья были врачами, и Господь за праведный образ жизни даровал им способность чудесного исцеления болезней. Правда, Всевышний запретил им брать деньги с больных: «Даром получили, даром давайте».Мать же Феодотия доктором не была. Но её почитают за то, что она воспитала таких замечательных сыновей.

Разумеется, праздник справлялся в день этих святых – 14 ноября (1 ноября по старому стилю). У него были и другие названия – просто Кузьма и Демьян, Рукомесленники, Бессребреники и даже Божьи кузнецы. Но Кузьминки, конечно, встречались значительно чаще.

Способности братьев не ограничивались медициной. Они почитаются и как хранители домашнего очага, а также покровители кузнецов. Больше того, во время своей земной жизни они также были кузнецами. В основном ковали плуги и бесплатно раздавали людям.

Так что работать в кузнице считалось на Кузьминки большим грехом. Зато можно было – и даже нужно – прикармливать дворового. Это младший брат домового, он живет в хлеву, и в его ведении находится домашняя скотина. Если же дворовой был особенно мстительным и капризным, следовало оседлать самую неудачную лошадь, взять метлу, гарцевать по двору и кричать: «Батюшка дворовой, не разори двор, не погуби животину!»

«Кашники» и «курятники»

В этот же день прекращали молоть зерно. Соответственно, в качестве праздничного угощения выступала каша из зерна нового урожая и молодое, только-только сваренное пиво. Это пиво с раннего утра варили пожилые жители села.

По традиции за стол звали и основных виновников этого торжества – Косьму и Дамиана. Говорили: «Кузьма-Демьян, приходите к нам кашу хлебать». Поэтому докторов-бессребреников часто называли «кашниками».

А помещики, рассчитываясь за зерно с крестьянами, всячески старались их обмануть, недоплатить. Отсюда пошло слово «подкузьмить». Конечно, кашей с пивом сыт не будешь. И в специальной избе вскладчину накрывали столы. Притом не считалось зазорным принести не своё угощение, а украденное у соседа. Наоборот, это только приветствовалось. Поскольку вызывало бездну смеха и вообще считалось одним из главных обрядов Кузьминок.

Некоторые хозяйки специально оставляли на столе еду и уходили – чтобы «воры» не стеснялись. Преобладали простые варёные яйца – ведь в этот день праздновали ещё и «куриные именины». Богатые родственники посылали бедным кур в подарок. Поэтому Косьму и Дамиана звали не только «кашниками», но ещё и «курятниками».

Курица считалась на Руси символом плодородия. Неудивительно, что в этот день старались догулять последние свадьбы: впереди виднелся долгий Рождественский пост.

Существовало даже специальное свадебное стихотворение – именно для венчания в этот день:

Там шёл Кузьма-Демьян На честной пир, на свадебку: Ты, святой ли, Кузьма Демьянович! Да ты скуй ли-ка нам свадебку, Ту ли свадебку – неразрывную, Не на день ты скуй, не на неделюшку, Не на май-месяц, не на три года, А на веки вековечные, На всее жизнь нерасстанную!