//«Страданием своим русский народ как бы наслаждается» (Ф.М.Д)//
//Федя, сыграй страдания//
И красавец Федя, наклонив свою чубатую голову к аккордеону, начинает как бы лениво перебирать аккорды. Это может быть и на обычных посиделках, и на праздничных или скорбных сборищах. Обрядовые песни - старинный народный жанр, к которому относятся напевные печальные и весёлые песни, исполняемые на самых разных мероприятиях, радостных и грустных. «Ой, сестрёночка моя, ой-ё-ёй, страдаю я, ой-ё-ёй, страдаю я, обрати внимания»
Обрядовая печаль хороша для обрядовых песен, но когда она входит в плоть и кровь народа, это уже чересчур. Именно об этом с сарказмом писал Достоевский.
«Я думаю, самая главная, самая коренная духовная потребность русского народа есть потребность страдания, всегдашнего и неутолимого, везде и во всем. Этою жаждою страдания он, кажется, заражен искони веков. Страдальческая струя проходит через всю его историю, не от внешних только несчастий и бедствий, а бьет ключом из самого сердца народного. У русского народа даже в счастье непременно есть часть страдания, иначе счастье его для него неполно. Никогда, даже в самые торжественные минуты его истории, не имеет он гордого и торжествующего вида, а лишь умиленный до страдания вид; он воздыхает и относит славу свою к милости Господа. Страданием своим русский народ как бы наслаждается. Что в целом народе, то и в отдельных типах.» ( Достоевский, Дневник писателя, 1873 г.).
Об этом писал и Некрасов:
«Где народ, там и стон… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?»