Найти тему
Варежка-болтушка

10 отличий между двумя фильмами "Гордость и предубеждение"

Оглавление

Это был очень приличный женский роман. До такой степени приличный, что стал классикой. По книге снято несколько фильмов, я остановлюсь на двух последних экранизациях: английский фильм ВВС 1995 года и совместный американо-французско-английский фильм Джо Райта 2005 года с Кирой Найтли в главной роли.

Воплощения Элизабет Беннет
Воплощения Элизабет Беннет

Да, картина 2005 года весьма отошла от оригинала и от соблюдения исторических деталей. Однако, в ней есть свои плюсы, многим она нравится не меньше эталонной экранизации 1995, а кому-то даже и больше. Именно поэтому я сравню эти два фильма. Остальные экранизации сильно проигрывают этим двум.

1. Манеры

Первый крупный проигрыш американо-англицкой ленты. Элизабет-Найтли позволяет себе сидеть в гостиной, поставив ноги в грязной обуви на диван, в присутствии родителей. Для жителей 20-21 века в этом нет ничего особенного, и многие этого не замечают. Но для барышни 18-19 века задирать ноги было недопустимо, тем более, в обществе почтенных людей (в данном случае - родителей).

Ещё одна недопустимая деталь - входить мужчине в комнату девушки, тем более, что она ему не родственница. Мистер Бингли свободно входит к болеющей Джейн.

Ближе к концу фильма нам покажут, как Беннеты отдыхают после обеда, когда к ним внезапно заявляется мистер Бингли с долгожданным предложением. Мать валяется, как к0шёлка, прости господи, с тарелкой какой-то еды на животе. При виде Бингли они начинают лихорадочно убирать весь срач в комнате.

Кадр из фильма "Гордость и предубеждение" 2005 года
Кадр из фильма "Гордость и предубеждение" 2005 года

Да, мамаша Беннет, конечно, та ещё клуша, но не до такой же степени. В этом фильме она выглядит, как кухарка.

Элизабет позволяет себе хамить матери. Да, она это заслужила, но воспитанная девица выразит своё недовольство иным способом, она не станет говорить, что "её дочь может умереть от стыда за такую мать." Дети чтили родителей в те времена, это сейчас принято до 40 лет во всём винить маму с папой.

Кадр из фильма "Гордость и предубеждение" 2005 года
Кадр из фильма "Гордость и предубеждение" 2005 года

Мистер Беннет нисколько не лучше своих родственников. Он сидит в развалку за столом и слушает, как его любимая дочка острит в разговоре с Коллинзом. Она сама ведёт беседу и задаёт тон.

В версии ВВС 1995 года разговор ведёт, как положено, отец семейства. Он тоже позволяет себе иронию, но гораздо тоньше и этичнее. Мать лишь изредко вставляет реплики, а уж барышни и вовсе не встревают в разговор, лишь улыбаются.

2. Причёски и образ жизни

Я не знаю, почему создатели фильма 2005 решили так изуродовать всех жителей Англии начала 19 века. Но практически все мужчины на экране лохматы и немыты. Возможно, это было сделано для того, чтобы усилить эффект от Бингли и Дарси, у которых достаточно приличные причёски. Вероятно, создатели решили, что недалёкие зрители 21 века не увидят разницы между сословиями. А может быть, и сами были недалёкими.

Кадр из фильма "Гордость и предубеждение" 2005 года
Кадр из фильма "Гордость и предубеждение" 2005 года

Факт остаётся фактом - городок Меритон и поместье Беннетов Лонгборн показаны крайне убогим, а его жители - на минуточку, дворяне, хоть и среднего звена - какими-то бомжами.

Даже барышни Беннет все ходят растрёпанные. У Элизабет, Лидии, Китти, Шарлотты очень нехарактерные для того времени чёлки, крайне неаккуратные, рваные. Вместо причёсок - хвосты или вовсе распущенные. Нонсенс.

Кадр из фильма "Гордость и предубеждение" 2005 года
Кадр из фильма "Гордость и предубеждение" 2005 года

Да, маленькие девочки могли себе позволить бегать с распущенными волосами. Но как только девушка начинала выходить в свет, волосы убирались в причёску. Лидии 15, она хоть и молода, но выезжает вместе с сёстрами. Китти 17. Обе постоянно распущенные. Да что там, сама Элизабет ходит с распущенными волосами, изредка собирая их в пучок сзади. И только Джейн в этой версии выглядит более-менее соответственно эпохе.

Лонгборн, имение Беннетов, выставили утопающим в грязи в буквальном смысле. Девушки месят грязь, всюду беспорядок.

Хотя в те времена в Англии хозяйка дома блюла порядок и сама убирала вещи. Да и слуги у них есть. Но свинство такое, что мама дорогая.

И да, при этом дом Бингли Незерфилд парк, Розингс парк и Пемберли выглядят как с картинки. Ни пылинки, помпезная роскошь. На таком контрасте любой дурак поймёт разницу в положении героев.

В фильме 1995 года разницу в достатке и сословии преподносят куда тоньше. В доме Беннетов чисто, но скромно, мало места, дом явно старый, фасад сильно потрескавшийся. Окна пропускают воздух, из-за чего на них зимой образуется изморозь. В богатых домах, конечно, такого нет: там теплее, и просторнее, и богаче, и изящнее.

У всех женщин причёсанные головы, но если девушки Беннет одеты в скромные наряды с простыми принтами, то более богатые сёстры Бингли разодеты в парчу, головы их украшены модными шляпками.

3. Перчатки и головные уборы

Да, в фильме 2005 года про это, судя по всему, попросту забыли. На балу все танцуют, как могут. В ленте 1995 внимание к мелочам огромное: на балу нет ни единой дамы без перчаток. Прийти на бал без перчаток - нонсенс. Это как сейчас прийти в театр голым.

Однако, Элизабет всюду бегает без перчаток, она даже касается руки Дарси, отчего его не по-детски клинит. Ну что за вольности, ей-богу? Всё для современного поколения пепси, у которых три извилины в голове.

Кстати, Лиззи почему-то ходит и без шляпки по улице. Дамы 19 века не выходили на улицу без головного убора. И мужчины, кстати, тоже. А тут полная воля.

Само собой, в фильме ВВС соблюдены все исторические детали. Шляпки, перчатки, платья того времени. Если хочется смотреть исторически достоверный фильм - вам сюда.

4. Мамаша Беннет

Тут разночтений меньше. Миссис Беннет настолько ужасно невоспитана, что обе актрисы справились со своей задачей в рамках своих постановок. Однако, в классической версии мамаша более крикливая и раздражает куда больше, чем в американском фильме.

Она не валяется, не уподобляется прислуге, весь её характер показан исключительно голосом и интонациями. Это поразительная актёрская игра, достать всех вокруг исключительно болтовнёй.

Кадр из фильма "Гордость и предубеждение" 1995 года
Кадр из фильма "Гордость и предубеждение" 1995 года

Миссис Беннет в версии 1995 года много болтает, но будто не испытывает никаких чувств к своим детям. Её заботит только собственное веселье. И даже отъезд своей любимицы Лидии она переживает, кажется, не от разлуки с любимой дочерью, а потому что Лидия точно так же трындела о всяких глупостях под стать матери, и миссис Беннет стало попросту скучно без её пустого трёпа.

У Джо Райта миссис Беннет много говорит и тупит, она настолько же глупа и несносна, но крику от неё меньше. Она более чувствительная, и ей даже немного сопереживаешь, ведь несмотря на глупость и вредный характер она всё же любит своих дочерей.

Кадр из фильма "Гордость и предубеждение" 2005 года
Кадр из фильма "Гордость и предубеждение" 2005 года

5. Мистер Беннет

В киноверсии 1995 года это джентльмен. Ироничный, уставший, достаточно замкнутый, но всё же по всей повадке чувствуется джентльмен.

Мистер Беннет. Кадр из фильма "Гордость и предубеждение" 1995 года
Мистер Беннет. Кадр из фильма "Гордость и предубеждение" 1995 года

В фильме 2005 года это полусумасшедший неопрятный старик, который лазает по чердакам с цветочным горшком в руках. Чудо дивное. Он трепетно относится ко всем дочерям. Тогда как по книге и фильму мистер Беннет больше всех любил Лиззи, поскольку она больше на него походила и хорошо относился к Джейн.

6. Мистер Дарси

Основная ошибка американской версии - тягаться с Колином Фертом в роли Дарси. Хотя у Мэттью Макфэдьена были шансы справиться с ролью, не будь он таким унылым. Весь фильм Дарси ходит, как побитая собака, и только в сцене под дождём он вдруг оживает, чтобы потом снова превратиться в отмороженную рыбу.

Скучнее этого Дарси сложно придумать. Даже самоуверенный Лоуренс Оливье выглядел в этой роли органичнее.

Впрочем, что скрывать, все мы любим именно фильм ВВС за непревзойдённого Колина Ферта в роли Дарси, ныне присно и вовеки веков.

Мистер Дарси. Кадр из фильма "Гордость и предубеждение" 1995 года
Мистер Дарси. Кадр из фильма "Гордость и предубеждение" 1995 года

7. Элизабет и Джейн Беннет

Наверное, именно этот дуэт и вытащил фильм 2005 года. Причём, исключительно своей красотой. За красоту Джейн Беннет этой экранизации можно простить многое, даже почти всё.

На мой взгляд, именно Розамунд Пайк справилась со своей ролью лучше всех. Её внешность, поведение, характер, манеры - всё соответствует и эпохе, и роману. Это действительно ангел во плоти.

Что касается Элизабет, то красоты Киры Найтли оказалось не достаточно, чтобы перечеркнуть многочисленные недочёты, связанные с её персонажем, которые я отметила в предыдущих пунктах. Её Элиза чересчур взбалмошна, порой откровенно невоспитана и развязана.

В версии 1995 года девушки не так красивы. Джейн откровенно некрасива для современного взгляда. Впрочем, для того времени она, вероятно, считалась бы эталоном красоты.

Кадр из фильма "Гордость и предубеждение" 1995 года
Кадр из фильма "Гордость и предубеждение" 1995 года

Элизабет в этом фильме очень близка к идеалу. Пусть Дженифер Эль не так ослепительно красива, как Кира Найтли, но в фильме она более ухожена и не так худосочна, что тоже больше соответствует эпохе. Кроме того, играет роль она на порядок лучше.

Лиззи в фильме 2005 года откровенно плохо играет на фортепиано. Опять же адаптация для современного зрителя. Лиззи очень живо играла и пела, просто она это делала не так искусно, как, например, сестра Дарси.

8. Бингли и компания

Семейство мистера Бингли в фильме 2005 года урезали вдвое. Однако, я считаю, что фильм от этого не пострадал. Вторая сестра Бингли и её безобразный муж вполне уместились в одной Кэролайн. Которая в этой версии действительно выглядит, как богатая образованная леди, хоть и заносчивая.

Кадр из фильма "Гордость и предубеждение" 2005 года
Кадр из фильма "Гордость и предубеждение" 2005 года

Вообще семья Бингли в новом фильме выглядит приятнее. Сам мистер Бингли выглядит на свой возраст, очень симпатичен, и вполне понятно, почему Джейн в него влюбилась.

А ещё авторы добавили изюминку в семейство Бингли и, воспользовавшись тем, что Джейн Остин практически не описывает героев, сделали их рыжими. Это оригинально и интересно смотрится.

Криспин Бонем Картер в фильме ВВС играет замечательно, он даже постоянно краснеет от неловкости. Но он не выглядит привлекательным мужчиной. Внешне он просто никакой, да и возраст актёра уже критический для этой роли, я бы сказала - на грани. А его сестра Кэролайн больше похожа на мужчину-транса, чем на леди.

9. Джорж Уикхем

Образ красавца и сердееда Уикхема прощёлкали создатели обеих версий.

У Джейн Остин чётко сказано:

Мистер Уикхем был тем счастливым представителем мужского пола, к которому обратились глаза всех присутствующих в зале дам.

В фильме 1995 он просто старый и потасканный хрыч сомнительной внешности. Его товарищ Дэнни выглядит куда привлекательнее, и я не понимаю, почему не сделали Уикхемом его. В эпизодах мелькают офицеры и моложе, и красивее. Что заставило авторов сделать такой выбор - непонятно.

Кадр из фильма "Гордость и предубеждение" 1995 года
Кадр из фильма "Гордость и предубеждение" 1995 года

В фильме Джо Райта Уикхем изрядно помолодел, но красивее почему-то не стал. Теперь у него длинные патлы и лихой придурковатый вид. Ну такое себе, на любителя. Но главный провал этого Уикхема в том, что он действительно выглядит идиотом с самого начала. Эталонный Уикхем всех очаровывал не только внешностью, но и приятными манерами, он был умным собеседником. А здесь три пачки маргарина во лбу, как любила говаривать моя однокурсница.

Кадр из фильма "Гордость и предубеждение" 2005 года
Кадр из фильма "Гордость и предубеждение" 2005 года

"Я, говорит, в лентах ваще не разбираюсь!" Вот так он и очаровал Лиззи. В лентах, блин, не разбирается. Ну, и ещё фокус с монеткой показал.

10. Музыка

Последний пункт, который я просто не могла не отметить, это музыка. В сериале 1995 года достаточно приличное музыкальное сопровождение, но оно не идёт ни в какое сравнение с просто божественной музыкой Дарио Марианелли. Наверное, это вторая веская причина, по которой многим нравится фильм 2005 года. Именно она создаёт волшебную атмосферу беззаботности и легкой сказочности того времени.

Также здесь очень красивая работа оператора, особенно хороши дальние планы.

Я не стала писать обо всех разночтениях в фильмах, поскольку разница в эпизодических героях несущественна. Где-то одни лучше подобрали героев, где-то другие. В целом, эпизодические роли в общей сумме будут примерно равны. Если вы добрались аж досюда, то вы уже и так герой.

Но я могла упустить что-то более существенное. Если вы нашли другие интересные отличия - пишите в комментариях, я с удовольствием почитаю.

Благодарю за внимание!