Мы решили узнать, как выглядел наш округ на картинах старых мастеров, и обратились к искусствоведу из Раменок Наталье Насидзе.
МАГИЯ МЕСТА
– Художники ХIХ – начала ХХ века чаще всего изображали вид на Москву с Воробьёвых гор, уделяли внимание и живописным окрестностям Кунцева. Возможно, «открыл» Кунцево знаменитый историк и писатель Николай Карамзин: в 1799–1800 годах он проводил здесь летние месяцы, – рассказывает Наталья. – Позднее в Кунцеве бывали Тургенев, Герцен, Огарёв, Некрасов, Толстой, совершали паломничество на крутой берег Москвы-реки и выдающиеся художники Иван Крамской и Алексей Саврасов, последний оставил нам замечательные виды Кунцевского городища – археологического памятника, расположенного в Суворовском парке».
Напомним, что местность эту считали «нехорошей»: здесь когда-то было языческое капище. Миф о тёмных силах, царствующих на этой земле, создал автор популярного в то время романа «Проклятое место» Михаил Воскресенский. Скорее всего, поэтому, считает наша собеседница, свой пейзаж Саврасов назвал «Осенний лес. Кунцево. Проклятое место». «Кунцеву Саврасов посвятил и более раннюю свою работу «Вид в селе Кунцеве под Москвой» – буколический пейзаж, исполненный красоты и покоя», – добавляет искусствовед.
В ЭПИСТОЛЯРНОМ ЖАНРЕ
«Что за художественное произведение природы наше Кунцево! – писал коллекционер и меценат Павел Третьяков художнику Ивану Крамскому. – Каждый день увидишь что-нибудь новое и иногда не узнаёшь места, виденного вчера или даже сегодня, – так изменяет различное освещение. Кунцево, мне кажется, может вдохновить хороший талант на поэтические картины».
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Кунцево дачное всегда привлекало художников, поэтов и кинематографистов. В романе Тургенева «Накануне» основное действие происходит именно здесь. В 1912–1913 годах в Кунцеве жили Сергей Есенин и Владимир Маяковский, в 1915-м Александр Иванов-Гая снимал фильм по мотивам оперы «Псковитянка» с великим Шаляпиным. А в 1987 году в Кунцево приехал Эльдар Рязанов со съёмочной группой фильма «Забытая мелодия для флейты». В объектив камеры попал знаменитый Кунцевский вокзал. Построенный в 1913 году в псевдоготическом стиле, он прекрасно сохранился до наших дней.
С ВЫСОКОЙ ТОЧКИ
«Вид на Москву с Воробьёвых гор, пожалуй, самый частый сюжет для пейзажистов прошлого. Мы встречаем его у знаменитого мариниста Ивана Айвазовского, академиста Гавриила Кондратенко, романтика Архипа Куинджи», – продолжает рассказ Наталья.
На переднем плане картины Куинджи изображена церковь Тихвинской иконы Богоматери постройки 1762 года. При возведении стадиона «Лужники» её снесли. Вдали на полотне виднеются купола храма Христа Спасителя и колокольни Ивана Великого. Эти святыни были архитектурными доминантами малоэтажного города, всё остальное на картине – заливные луга. Если посмотреть с этой же точки (пересечение проспекта Вернадского и улицы Косыгина. – Ред.) на город сегодня, то от пейзажа Куинджи ничего не осталось. А вот «Москва с Ленинских гор», написанная Татьяной Лившиц в 1977 году, уже узнаваема.
ЭПОС И ЛИРИКА
«Советские художники пытались запечатлеть время больших перемен, пейзаж Москвы стал документом эпохи – он динамичен, масштабен, монументален, исполнен новых символов и смыслов», – поясняет искусствовед. Но эти новые символы изображаются по-разному. Так, например, у Багдасара Месропяна в акварельной зарисовке «Вид на здание МГУ» больше лирики, чем пафоса. На картине Бориса Рыбченкова «Москва. Кутузовский проспект» мы видим парадный фасад столицы. Однако художник за внешним блеском не забывает главного – человека, который живёт в большом городе и работает на его благо.
-- Нина Чиркова