Найти тему
На западе Москвы

От Воробьёвых гор до Кунцева. Как выглядит Западный округ на полотнах великих мастеров прошлых веков

Б. Рыбченков. «Москва. Кутузовский проспект», 1974 г. Сохранилось всё, кроме лозунга «Слава труду». Фото: moshud.ru
Б. Рыбченков. «Москва. Кутузовский проспект», 1974 г. Сохранилось всё, кроме лозунга «Слава труду». Фото: moshud.ru

Мы решили узнать, как выглядел наш округ на картинах старых мастеров, и обратились к искусствоведу из Раменок Наталье Насидзе.

МАГИЯ МЕСТА

– Художники ХIХ – начала ХХ века чаще всего изображали вид на Москву с Воробьёвых гор, уделяли внимание и живописным окрестностям Кунцева. Возможно, «открыл» Кунцево знаменитый историк и писатель Николай Карамзин: в 1799–1800 годах он проводил здесь летние месяцы, – рассказывает Наталья. – Позднее в Кунцеве бывали Тургенев, Герцен, Огарёв, Некрасов, Толстой, совершали паломничество на крутой берег Москвы-реки и выдающиеся художники Иван Крамской и Алексей Саврасов, последний оставил нам замечательные виды Кунцевского городища – археологического памятника, расположенного в Суворовском парке».


А. Саврасов. «Осенний лес. Кунцево. Проклятое место», 1872 г. Дуб-исполин сгорел от молнии в 1908 г. Фото: ru.m.wikipedia.org
А. Саврасов. «Осенний лес. Кунцево. Проклятое место», 1872 г. Дуб-исполин сгорел от молнии в 1908 г. Фото: ru.m.wikipedia.org

Напомним, что местность эту считали «нехорошей»: здесь когда-то было языческое капище. Миф о тёмных силах, царствующих на этой земле, создал автор популярного в то время романа «Проклятое место» Михаил Воскресенский. Скорее всего, поэтому, считает наша собеседница, свой пейзаж Саврасов назвал «Осенний лес. Кунцево. Проклятое место». «Кунцеву Саврасов посвятил и более раннюю свою работу «Вид в селе Кунцеве под Москвой» – буколический пейзаж, исполненный красоты и покоя», – добавляет искусствовед.

В ЭПИСТОЛЯРНОМ ЖАНРЕ

«Что за художественное произведение природы наше Кунцево! – писал коллекционер и меценат Павел Третьяков художнику Ивану Крамскому. – Каждый день увидишь что-нибудь новое и иногда не узнаёшь места, виденного вчера или даже сегодня, – так изменяет различное освещение. Кунцево, мне кажется, может вдохновить хороший талант на поэтические картины».

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Кунцево дачное всегда привлекало художников, поэтов и кинематографистов. В романе Тургенева «Накануне» основное действие происходит именно здесь. В 1912–1913 годах в Кунцеве жили Сергей Есенин и Владимир Маяковский, в 1915-м Александр Иванов-Гая снимал фильм по мотивам оперы «Псковитянка» с великим Шаляпиным. А в 1987 году в Кунцево приехал Эльдар Рязанов со съёмочной группой фильма «Забытая мелодия для флейты». В объектив камеры попал знаменитый Кунцевский вокзал. Построенный в 1913 году в псевдоготическом стиле, он прекрасно сохранился до наших дней.

С ВЫСОКОЙ ТОЧКИ


А. Куинджи. «Вид на Москву с Воробьёвых гор», 1882 г. На месте заливных лугов сегодня автострада Лужнецкого метромоста. Фото: artchive.ru
А. Куинджи. «Вид на Москву с Воробьёвых гор», 1882 г. На месте заливных лугов сегодня автострада Лужнецкого метромоста. Фото: artchive.ru

«Вид на Москву с Воробьёвых гор, пожалуй, самый частый сюжет для пейзажистов прошлого. Мы встречаем его у знаменитого мариниста Ивана Айвазовского, академиста Гавриила Кондратенко, романтика Архипа Куинджи», – продолжает рассказ Наталья.

На переднем плане картины Куинджи изображена церковь Тихвинской иконы Богоматери постройки 1762 года. При возведении стадиона «Лужники» её снесли. Вдали на полотне виднеются купола храма Христа Спасителя и колокольни Ивана Великого. Эти святыни были архитектурными доминантами малоэтажного города, всё остальное на картине – заливные луга. Если посмотреть с этой же точки (пересечение проспекта Вернадского и улицы Косыгина. – Ред.) на город сегодня, то от пейзажа Куинджи ничего не осталось. А вот «Москва с Ленинских гор», написанная Татьяной Лившиц в 1977 году, уже узнаваема.


И. Попов. «У Киевского вокзала», 1970–1973 гг. Такой пейзаж остался только на картине. Фото: moscowchronology.ru
И. Попов. «У Киевского вокзала», 1970–1973 гг. Такой пейзаж остался только на картине. Фото: moscowchronology.ru

ЭПОС И ЛИРИКА

«Советские художники пытались запечатлеть время больших перемен, пейзаж Москвы стал документом эпохи – он динамичен, масштабен, монументален, исполнен новых символов и смыслов», – поясняет искусствовед. Но эти новые символы изображаются по-разному. Так, например, у Багдасара Месропяна в акварельной зарисовке «Вид на здание МГУ» больше лирики, чем пафоса. На картине Бориса Рыбченкова «Москва. Кутузовский проспект» мы видим парадный фасад столицы. Однако художник за внешним блеском не забывает главного – человека, который живёт в большом городе и работает на его благо.

-- Нина Чиркова