Замечали ли вы вредоносное влияние (оплачиваемых) KPI's в организациях? Наблюдали ли вы, как менеджмент буквально мешает компании зарабатывать своими действиями или их отсутствием? Придавали ли вы значение тому, насколько плохо в корпорациях построено целеполагание? Нет? Тогда, возможно, я покажу вам альтернативную реальность. Располагайтесь поудобнее. Будет интересно. :)
Недавно, разговорились с одним знакомым Продакт Оунером цифрового продукта одной крупной финтех организации и он, зная про мою практику бизнес-трекинга, попросил помочь выявить ключевые ограничения, которые мешают идти продукту к целям (то, что хорошо умеют делать бизнес-трекеры). Мы начали с ним углубляться и, для начала, пошли разбираться с целями. Первые тревожные звонки прилетели, когда мы описали все его KPI's. Следует понимать, что в абсолютном большинстве случаев на корпоративном рынке, когда мы говорим про KPI's, мы имеем в виду не просто индикаторы, мы говорим о целях, на которые завязана мотивация, а соответственно и премии.
Тревожный звонок 1
Начнём с того, что всего было 10 штук KPI’s. Сразу почему-то вспоминаю мультик про 10 шапок из одной шкуры.
Ну никак мы не хотим осознавать старую мудрую поговорку про зайцев... Фокус - наше все. По моему мнению, 10 целей - это слишком много, чтобы показывать существенные результаты. Такое количество целей расфокусировывает, развивает неврозы и, как правило, не приводит нас к желаемым результатам. Посмотрите этот славный мультик, он в целом неплохо отражает часть сути.
Тревожный звонок 2
Цели очевидно противоречили друг другу. Но, похоже, это очевидно не для всех, т.к. видел подобные цели в разных организациях и неоднократно.
Среди KPI's я обнаружил такие показатели:
- Рост дохода (х раз);
- Увеличение числа клиентов;
- NPS (всеми страстно любимая пустышка);
- Что-то там про качество кода;
- Что-то там про поставки нового функционала (темп сгорания бэклога и объем поставки);
- Что-то там про снижение багов;
- и пр.
(Довольно распространенный, надо сказать, набор KPI’s)
Формулировки немного изменены. Цифры и точное описание не имеют для нас значения в данном кейсе. Куда важнее суть и смыслы.
В подобных ситуациях всегда хочется спросить, как связаны поставки функционала и доход? Как поставки будут влиять на него? А не вынуждаем ли мы такой целью команды регулярно поставлять нам неведомую хрень с непонятным эффектом? К бабке не ходи, команды будут стремится закрыть этот KPI, особенно, если на это завязана их премия. Будут ли поставки полезными и несущими ценность? Вообще не факт! Но они старательно будут находить себе работу и KPI будут стараться "позеленить". Видел на множестве команд.
Точно ли нам нужен рост клиентов, чтобы повлиять на рост выручки? "Ну конечно!" - вероятно, скажете вы. "А вот и не факт!" - скажу вам я. Все сильно зависит... Порой эти два показателя могут очевидно конфликтовать между собой. Иногда, нам бывает нужно прекратить наращивать темп и объем привлечения, дабы воронка не захлебнулась и все это не начало работать на нас со знаком "минус". Спорно? Давайте двинемся дальше. Кейс покажет кое-что интересное.
Цель про соответствие (качество) кода даже комментировать не хочу. Хорошо, что нет KPI на посещение работы и выполнение трудовых обязанностей. Плюс ко всему, пока не видел ни одной адекватной метрики, позволяющей реально оценить именно качество кода.
Тревожный звонок 3
То, как мы будем проверять достижение некоторых из поставленных в KPI целей не очевидно и не прозрачно. Зачитить ради получения премий план поставок и "что-то там про качество кода" вполне тривиальная задача.
(Продолжение в ч.2 “Развязка”. В ней проведу более глубокий разбор и выявление ключевого ограничителя.)