Найти тему
Механика Эволюции

Как менеджмент и KPI's в корпорациях вредят компаниям и мешают им зарабатывать. Часть 1. “Тревожные звонки”

Оглавление

Замечали ли вы вредоносное влияние (оплачиваемых) KPI's в организациях? Наблюдали ли вы, как менеджмент буквально мешает компании зарабатывать своими действиями или их отсутствием? Придавали ли вы значение тому, насколько плохо в корпорациях построено целеполагание? Нет? Тогда, возможно, я покажу вам альтернативную реальность. Располагайтесь поудобнее. Будет интересно. :)

Недавно, разговорились с одним знакомым Продакт Оунером цифрового продукта одной крупной финтех организации и он, зная про мою практику бизнес-трекинга, попросил помочь выявить ключевые ограничения, которые мешают идти продукту к целям (то, что хорошо умеют делать бизнес-трекеры). Мы начали с ним углубляться и, для начала, пошли разбираться с целями. Первые тревожные звонки прилетели, когда мы описали все его KPI's. Следует понимать, что в абсолютном большинстве случаев на корпоративном рынке, когда мы говорим про KPI's, мы имеем в виду не просто индикаторы, мы говорим о целях, на которые завязана мотивация, а соответственно и премии.

Тревожный звонок 1

Начнём с того, что всего было 10 штук KPI’s. Сразу почему-то вспоминаю мультик про 10 шапок из одной шкуры.

Рис.1. 10 шапок из одной шкуры
Рис.1. 10 шапок из одной шкуры

Ну никак мы не хотим осознавать старую мудрую поговорку про зайцев... Фокус - наше все. По моему мнению, 10 целей - это слишком много, чтобы показывать существенные результаты. Такое количество целей расфокусировывает, развивает неврозы и, как правило, не приводит нас к желаемым результатам. Посмотрите этот славный мультик, он в целом неплохо отражает часть сути.

Тревожный звонок 2

Цели очевидно противоречили друг другу. Но, похоже, это очевидно не для всех, т.к. видел подобные цели в разных организациях и неоднократно.

Среди KPI's я обнаружил такие показатели:

  • Рост дохода (х раз);
  • Увеличение числа клиентов;
  • NPS (всеми страстно любимая пустышка);
  • Что-то там про качество кода;
  • Что-то там про поставки нового функционала (темп сгорания бэклога и объем поставки);
  • Что-то там про снижение багов;
  • и пр.

(Довольно распространенный, надо сказать, набор KPI’s)

Формулировки немного изменены. Цифры и точное описание не имеют для нас значения в данном кейсе. Куда важнее суть и смыслы.

В подобных ситуациях всегда хочется спросить, как связаны поставки функционала и доход? Как поставки будут влиять на него? А не вынуждаем ли мы такой целью команды регулярно поставлять нам неведомую хрень с непонятным эффектом? К бабке не ходи, команды будут стремится закрыть этот KPI, особенно, если на это завязана их премия. Будут ли поставки полезными и несущими ценность? Вообще не факт! Но они старательно будут находить себе работу и KPI будут стараться "позеленить". Видел на множестве команд.

Точно ли нам нужен рост клиентов, чтобы повлиять на рост выручки? "Ну конечно!" - вероятно, скажете вы. "А вот и не факт!" - скажу вам я. Все сильно зависит... Порой эти два показателя могут очевидно конфликтовать между собой. Иногда, нам бывает нужно прекратить наращивать темп и объем привлечения, дабы воронка не захлебнулась и все это не начало работать на нас со знаком "минус". Спорно? Давайте двинемся дальше. Кейс покажет кое-что интересное.

Цель про соответствие (качество) кода даже комментировать не хочу. Хорошо, что нет KPI на посещение работы и выполнение трудовых обязанностей. Плюс ко всему, пока не видел ни одной адекватной метрики, позволяющей реально оценить именно качество кода.

Тревожный звонок 3

То, как мы будем проверять достижение некоторых из поставленных в KPI целей не очевидно и не прозрачно. Зачитить ради получения премий план поставок и "что-то там про качество кода" вполне тривиальная задача.

(Продолжение в ч.2 “Развязка”. В ней проведу более глубокий разбор и выявление ключевого ограничителя.)