Главным внешнеполитическим событием недели стала встреча председателя КНР с президентом США. Си Цзиньпин и Джо Байден увиделись в таком качестве впервые, и беседа их на полях индонезийского саммита «Большой двадцатки» продолжалась 3 часа 12 минут. Отношения между двумя крупнейшими экономиками мира - хуже некуда: и «таможенная война», и споры о принадлежности Тайваня. Сменятся ли ветры на Тихом океане после «рандеву» двух лидеров? Об этом сайту KP.RU рассказал эксперт-китаист, доктор исторических наук Сергей Буранок.
- На мой взгляд, это историческая встреча, и председатель КНР на ней выглядит победителем, - отметил Буранок в беседе с «Комсомолкой». - Только что прошел знаковый ХХ съезд Компартии Китая, где, несмотря на все прошлые традиции, Си Цзиньпин был избран руководителем партии (и значит, и страны) в третий раз. Хотя тому мешали и внешние - в том числе американские - силы, и внутренняя оппозиция.
Поэтому, по словам эксперта, многое в риторике Байдена на саммите можно оценить как признание: «Мы пытались вам, китайцам, помешать, но не смогли - и попробуем другой подход». То есть возвращение к старой риторике о «правах человека», «недопустимости односторонних действий» и всему тому, что Белый дом называют «миром, основанным на правилах» (в смысле - американских правилах).
- Мы, похоже, наблюдаем сейчас смену ролей на международной арене, - подводит итог Буранок. - Причем смену глобальную. Почти два столетия Запад «учил и наставлял» китайцев - да и, в общем, другие незападные страны. Однако теперь сам Китай занял позицию «учителя» и устами Си поучает США: «Государственный деятель должен знать, куда вести свою страну. Он также должен думать и знать, как ладить с другими странами и остальным миром». Это очевидный упрек и в сторону американской политики, и в сторону лично Байдену. Безусловно, полная смена ролей состоится не завтра, и не на следующий год, однако моральный победитель саммита очевиден.