Российский Stuntriding: «Мы задаем новый уровень».
Для справки: Стантрайдинг ( от англ. stunt - трюк, ride - ездить) - трюковая езда на мотоцикле. От большинства других видов мотоспорта его отличает зрелищность, отсутствие строгих рамок при исполнении трюков и элементы шоу в выступлениях спортсменов. Это прежде всего фристайл, где хорошее выступление зависит не только от техничности и сложности трюков, но и от экспрессии, манеры исполнения и стиля спортсмена.
Про-родителем Стантрайдинга считается любознательный Гарри Ротвелл (Gary Rothwell), который стремясь расширить свое мастерство использования мотоцикла, создал фильм под названием «Show Time» (Великобритания, 1996 г). Мистер Ротвелл показал в нем свои находки и достижения, исполнив каскадёрские трюки на мотоцикле. Реакция публики превзошла все ожидания автора, - появились последователи, стали развиваться новые, более сложные и зрелищные трюки и элементы.
Впервые, чемпионат по стантрайдингу состоялся в 1997 году в Амстердаме (Нидерланды), а чемпионат мира в 1998г. В России же развитие стантрайдинга началось чуть позднее. Но уже в 2017 года в России прошел официальный Чемпионат России по стантрайдингу «Motul Stunt Champ». Соревнования проходят на асфальтированном покрытии на мотоциклах в двух классах: PRO (свыше 598 куб. см) и OPEN (до 598 куб. см), с недавнего времени стали проводиться соревнования по стантрайдингу и на квадроциклах.
На сегодняшний день российские спортсмены успели заявить и удерживать достойный уровень профессионализма в данной дисциплине на мировых чемпионатах.
Как проходило становление Стантрайдинга в России, как он вообще он попал во внимание отечественных мотоциклистов, с какими сложностями столкнулся и продолжает сталкиваться по сей день – об этом и многом другом мы побеседуем сегодня с Известным Спортсменом, стоящим у истоков зарождения Стантрайдинга в России, Преподавателем, Организатором российских соревнований, Председателем комиссии по стантрайдингу - Маратом Канкадзе.
- Марат, начнём с самого прозаичного и любопытного вопроса: Как все же случилось так, что появился первый мотоцикл? И как получилось, что он поднялся на заднее колесо?
В моём случае все произошло достаточно банально. Это был период конца девяностых / начало двухтысячных, - период зарождения современного стантрайдинга в России. Я смотрел видео американских райдеров, как они лупили по дорогам и, собственно, захотел так же.
⁃ В России, в Москве в частности ещё не было на тот момент на кого равняться и ориентироваться?
Почему же, уже были несколько парней, кто выдёргивали на спортах и делали достойные трюки.
⁃ Кто были эти люди, ни помните?
Помню, конечно. «Мультик», «Фурыч» в Москве. Но они больше хулиганили на дорогах. И была ещё питерская школа Алексей Калинин, Денис Щапин, Игорь Киселев, - на тот момент они уже выступали на соревнованиях и катали на уровне уже более похожем на современный стантрайдинг.
⁃ Они-то и побудили начать развиваться в этом направление?
Именно.
⁃ Каким был первый мотоцикл?
Первым был байк класса Super moto Yamaha wr400. Стоковый абсолютно. Первые свои промо видео от 2000 года я исполнял именно на нем. Позднее появился Пит байк, уже подготовленный под стант. На нем я учил сложные трюки, отрабатывал их и перекладывал потом на более серьезную технику.
⁃ Такой подход - от малой кубатуры и веса мотоцикла - к более мощному - оптимальный с точки зрения роста навыков и безопасности исполнения трюков? Конечно. Этот процесс не быстрый, но с наименьшими потерями и рисками. Есть, конечно, ребята, кому не интересен такой долгий путь, - они сразу берут мощный байк и успешно исполняют трюки на нем. Им хватает навыков и таланта. Но это скорее единицы. Это больше исключение из правил.
⁃ Либо совсем с раннего детства шла подготовка спортсмена, правильно понимаю? Либо так. Если с детства человек занимался мотоспортом, то - да, конечно. Заложенные навыки потом легче переложить на трюки и мощный байк. Но если взять, к примеру, рядового городского байкера с пятилетним стажем езды, посадить его на мощный стантерский байк и заставить дергать - результатом будет стагнация. Человек остановится на определенном уровне. И если далее не закончится травмами - это уже хороший результат.
⁃ То есть помимо физических сложностей исполнения трюков есть ещё и психологический барьер?
Конечно, мотоцикл большой тяжелый - много тонкостей при самом исполнении трюка, плюс - что делать, если что-то пошло не так.
⁃ Вот, этот момент особенно интересен: как доходили до всех этих тонкостей управления? Методом проб и ошибок? Или где-то все же подсматривали исполнение трюков? Для кого-то по сей день остаётся откровением, что при подъёме используется задний тормоз, а не просто лихо накрученный газ.
На тот момент был единственный тематический форум в штатах, где общались стантрайдеры, но написать с вопросом как делается тот или иной трюк - было изначально провально. Никто не ответит, и уж тем более не станет разбирать трюки и делиться, какую машинку поставить, звезду, сэтап и прочие тонкости.
⁃ С техническим оснащением тоже ведь сложности были? Верно? Ничего же тогда в прямом доступе не было: ни купить, ни на али-экспресс не заказать?
Конечно. Вообще ничего не было. Пытались креативить самостоятельно, что-то у кого-то подсматривали, пытались повторять. Бывало что-то сделаешь, а система не работает... сами в гаражах ремонтировали мотоциклы, сами что-то придумывали из подручного, сами варили бугеля... Hand-made в полном объёме, иными словами. Сейчас ребятам в сто раз проще, конечно. Есть информация, есть доступ к запчастям, есть специализированные сервисы, производители. Из любого мотоцикла можно собрать нынче стантерский байк.
⁃ Это ж насколько нужно было загореться данным видом мотодвижения, чтоб не пасовать перед всеми сложностями и продолжать двигаться в выбранном направлении?! Искренне восхищает.
Да, мы были фанаты. И в дождь, снег, ночами на непонятных не оборудованных совершенно площадках мы тренировались по максимуму. Зимой одевали по два комплекта термобелья, грелись в автобусах. В жутких на самом деле условиях. Лишь бы был кусок асфальта, где можно было отрабатывать трюки. Те, кто стоял у истоков Рома Акробат, Лёха Пожарник, Антуан, Колек, Юрик Верховников, - это были фанаты наглухо.
⁃ Этот же фанатизм впоследствие привёл к проведениям первых соревнований по стантрайдингу?
Это было логичным абсолютно. Носишься ты на заднем колесе по дорогам или на площадке - это все, конечно, здорово, но дальше что? Конечно, демонстрировать свой уровень кому-то, конечно, соревноваться с кем-то в мастерстве. Мы не берём сейчас какие-то локальные кубки - между собой, так сказать, которые может проводить любой желающий, были бы возможности. Мы говорим о серьезных официальных соревнованиях - с регламентом, статусом чемпионата мотоциклеткой федерации России. Почти официального чемпионата России. Почти - так, как только с этого года у нас поданы документы на регистрации в Минспорт и в скором времени мы сделаем Стантрайдинг официальным видом спорта в России. Тогда уже в полной мере сможем говорить об официальности чемпиона.
⁃ И чтобы претендовать на данный статус нужны были наглядные доказательства актуальности данного вида спорта?
Разумеется. Это была одна из причин по которой мы провели первые серьезные соревнования в 2008 году. Тогда уже было понимание, что нужно уходить с улиц, нужно создавать официальный регламент и делать зрелищные выступления.
⁃ Затем последовала серия таких соревнований?
Да, с небольшими перерывами мы стали проводить соревнования системно. И по разным городам: Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Казань, Ростов, Краснодар. Центральная площадь города. Приезжают спортсмены. Первый день - квалификация, второй - сами соревнования.
⁃ Масштабно. Откуда вообще возникло желание на подобные соревнования? И ресурсы на их проведение?
Будет желание - ресурсы найдутся. Про желание - как уже и говорил, появилось понимание важности не топтаться на месте в форме экстремального увлечения, а развить спорт и дать возможность следующему поколению райдеров получить официальное звание спортсменов: разряд , кмс, мс. И чтобы вывести стантрайдинг в официальный спорт - нужны соревнования. Также понимал, что пройдёт достаточно времени пока люди узнают, поймут, примут... Так и начали поводить соревнования. По началу выступал сам, как спортсмен - было интересно самому тренироваться, получать соревновательный опыт. Позднее предпочтение ушло полностью в организаторскую часть, - создавать спортсменам максимально комфортные условия, развивать статус и узнаваемость соревнований.
⁃ С чем был связан такой переход? Ведь быть спортсменом - это одно дело, а организатором масштабного мероприятия - совершенно другое.
Проблем с организаторством у меня в принципе никогда не было. Со мной всегда была команда, я мог собрать людей, мог расположить и направить. По жизни я - как тепловоз. Вижу направление - не вижу препятствий. С аналитикой есть сложности, поэтому в ряде случаев меня даже притормаживают. Но тем не менее, люди заряжаются моим этим напором и готовы совместно двигаться. Плюс за годы деятельности сумел сохранить расположение спортсменов, которые особо своенравные товарищи. Дисциплинировать их достаточно сложно. Плюс в плане спортивной реализации - себе и другим я уже все доказал. Удивить кого-то новым своим трюком уже стремления нет. Есть стремление реализовываться через формирование возможностей реализовываться другим. Хотя сам тренируюсь по-прежнему, катаю свою программу, но уже вне соревновательном контексте. Программа, конечно, уже Old School, но тем не менее.
⁃ В Европе Стантрайдинг уже принят в статус официального спорта?
С 2018 года международная федерация признала Стантрайдинг официальным видом спорта. И с того же года проводятся Чемпионаты мира по Стантрайдингу. Официально. И который выигрывает наш спортсмен Фома Калинин.
⁃ Это тот самый уникум, то самое исключение в плане осваивания техники и трюков? Врожденный талант?
Фома с детства занимался стантрайдингом. Отец его - Алексей, он же тренер, тоже был стантрайдером. Фома рос по сути в соревновательной среде. Когда мы выступали на первых соревнованиях, Фома принимал участие в показательных выступлениях, проходил квалификацию. Места он, понятно, никакие не занимал, но набирался опыта.
⁃ Готовился, другими словами?
Готовился, конечно. По сравнению с теми спортсменами, которые пришли позднее, у него был уже и опыт, и мастерство, и уверенность - не берет мандраж перед выступлением, чрезмерное волнение. Все в совокупности и позволило ему завоевать первенство на Чемпионате мира. Большая Гордость берет за то, что наш парень стал номер один в мире и задал новый уровень стантрайдинга. В то время, как не так давно, когда мы приезжали в Европу с показательными выступления и шоу, российский Стантрайдинг не воспринимали в принципе.
⁃ Что за показательные выступления? Что за шоу?
Мы были приглашёнными спортсменами в рамках чемпионата по шоссейно-кольцевым гонкам в Голландии. Открывать который было доверено нам - спортсменам из России - с показательным командным стант-шоу. На тот момент это и стало признанием по уровню профессионализма. Так как публика на подобных мероприятиях искушенная и, просто сольными заездами там никого не удивишь. Далее последовали приглашения с выступлениями на Формула 1, Moto gp, Inter moto, мировой Super bike. Все основные мотоплощадки и мероприятия мирового уровня. На какой-то момент я понял, что осуществил все свои цели в плане показательных выступлений. И где бы мы ни выступали, наше шоу всегда было на уровне. Никто и никогда не сказал, что это фигня какая-то. Это всегда была зрелищно. Многие трюки мы создавали и обкатывали прямо накануне или даже в процессе выступлений.
⁃ По истине восхищает! Но, Марат, локомотив не может так просто остановиться. Цели показательных выступлений выполнены. Ещё одна мечта - вывести Стантрайдинг России на официальный уровень, - вот-вот осуществится. Дальше что?
Дальше захват мира. Будем развивать. Меня всегда обескураживал это ориентир: вот, в Европе уровень лучше, в штатах, в Японии... ничего подобного. В России есть крутейшие спортсмены, топовые специалисты, - нужно развивать и заявлять. Нам есть, что заявлять и показывать. Даже простая «фишка» на самым крутой новый трюк, заявленная на одном из наших соревнований, как просто что-то новое для публики и для спортсменов, - послужила в итоге сильным толчком в развитие спорта в целом. Количество и качество продемонстрированных новых трюков от спортсменов дало по сути новый уровень.
⁃ Однако несмотря на уже признанную зрелищность Стантрайдинга в плане шоу и достойный уровень катания наших ребят, как спортсменов, общая ситуация изнутри выглядит достаточно грустно. Тренировочных площадок для стантрайдеров как таковых нет. Ребята вынуждены заниматься на каких-то заброшенных парковках, заводских территориях без элементарных бытовых условий. Спонсорская поддержка тоже доступна единицам, хотя Стантрайдинг - мало того, что трудоемкая дисциплина, это ещё и дорогой спорт, где мотор на мотоцикл - расходник на сезон тренировок. Почему так?
Спонсорская поддержка напрямую зависит от райдера. На своём примере, ещё когда Стантрайдинг не был развит и не было столько интернет ресурсов заявить о себе, у меня было несколько спонсорских контрактов. И ни один я не потерял за годы работы. С некоторыми сотрудничаю до сих пор. Для работы со спонсорами действует простое правило: Создавай трафик, делай охваты - будут спонсоры. Презентовать себя надо. Заявлять о себе. Self-made. Сейчас это опять же в разы проще.
⁃ А что касается тренировочных площадок?
Над этим работаем. После принятия статуса официального спорта, полагаю, ситуация изменится. В рамках официального спорта есть обязательный тренерский состав, есть бюджет, есть тренировочная база. Там же и тренировочные площадки со всеми условиями.
⁃ Что ж, ждем с нетерпением. И по традиции пара финальных вопросов: Марат, какой вопрос ты задаешь себе перед сном, если задаешь вообще?
Перед сном я уже себе вопросов не задаю (смеется). Задаю за пару часов: парень, сегодня тебе удастся лечь нормально? Или снова…
- Что для тебя счастье?
Счастье многокомпонентное состояние, на мой взгляд. Я счастливый человек. Я занимаюсь любимым делом, мне нравится учить людей, нравится заниматься с мотоциклом, ездить на нем, возиться с ним… Если единой фразой, то счастье - это мир в душе, наверное. Я ощущаю себя счастливым человеком.
⁃ Это чувствуется. Спасибо за встречу, Марат.
Беседовала: Лариса Бутырина
фото @maratkankadze