Найти тему

Таможня, ЭПТС и оформление на себя электромобиля из Белоруссии

В этой заметке опишу оформление и постановку на учёт своего полностью электрического Nissan Leaf, купленного в Белоруссии.

Важно! Всё описанное правда, но есть нюансы. Получится ли то же самое у вас я не знаю, а самое главное, для машин, только что приехавших из США или других стран, схема отличается.

Приехавшая в Беларусь машина сперва ставится на учёт на гражданина Белоруссии (кто-то ещё называет таких граждан "вешалка"), а затем с учёта снимается и остаётся на транзитных номерах. Так вот, если учёт то ли с 1 апреля, то ли с 21 апреля 2021, то оформление в России сложнее, чем было у меня

Итак, белорусские транзиты прекрасны и невидимы для камер, но, формально, у меня было всего 10 дней на оформление машины. В действительности многие ездят на таких транзитах гораздо дольше и никто их особо не трогает, но правила надо соблюдать :)

Полный размер

Чтобы поставить машину на учёт нужно решить вопрос с таможней, получить ПТС, сделать ОСАГО и уже, как обычно, отправляться в МРЭО с ДКП и ПТС чтобы оформиться и получить наши номера.

Общее представление об оформлении у меня было: находишь брокера, платишь ему деньги и тебе всё делают, что называется, под ключ. Но углубившись в тему, стало понятно, что и тариф, и подходы отличаются, а где же там правда не очень ясно. Кто-то писал про 30 тысяч, кто-то про 70-80, кнопки ГЛОНАСС, свидетельства СБКТС – чёрт ногу сломит. Однако мне удалось разобраться)

Порывшись в интернете, я наткнулся на интересную статью про оформление Лифа от московской конторы Услуги авто. Почитал их форум, потом ещё одну статью, затем нашёл телефон +7(968)947-1370 некоего Андрея из этой фирмы, который любезно меня проконсультировал. Не то чтобы все точки сразу встали над i, но стало понятно, что СБКТС мне не нужен, а вот кнопка ГЛОНАСС осталась под вопросом – вроде как нужна, чтобы всё было правильно, но вроде как можно и без неё…

Также выяснилось, что эта контора работает удалённо и электронный ПТС можно сделать через них, стоимость услуг – 5 тыщ рублей. Правда в удалённой работе есть кое-какие сложности в виде привлечения третьего лица на роль поверенного по безвозмездному договору – это надо для идентификации ТС (бюрократическая формальность), ну да ладно. Воодушевившись, сперва я отправился искать кнопку.

-2

кнопка SOS или Эра ГЛОНАСС в представлении не нуждается, я думаю. Но с ней не всё так просто.

Прежде всего я открыл Авито и увидел там кучу кнопок по хорошим ценам. Казалось бы, да вот же оно! Но нет, конечно нет) У кнопки есть свой уникальный номер, IMEI или типа того, который вписывается куда-то там, активируется и, в общем, одна кнопка может быть только на одной машине. Однако же, не все эту кнопку физически устанавливают, зачастую она оказывается в нераспакованной коробке в багажнике, валяется там, валяется, а потом хозяин решает её продать. Она как бы новая, но её данные уже есть в системе и толку от такой кнопки никакого нет, ЭПТС с задвоенной кнопкой сделать не получится. Нужна только новая.

Официальный оператор этих сраных кнопок – АО Глонасс. У них, кстати, есть горячая линия, куда я со своими дурацкими вопросами пару раз звонил и где мне вышеизложенное, увы, подтвердили. Не существует никаких процедур смены владельца кнопки, перерегистрации и так далее, ну либо операторы об этом не знают. Её даже самому проверить нельзя на уникальность. Зато на сайте есть список партнёров, где правильную кнопку можно установить.

Список довольно куцый, по крайней мере по Питеру. В результате прозвона выяснилось, что часть перечисленных партнёров имеют смутное представление об установке кнопок в подержанные машины, а у всех остальных кнопок в наличии сейчас нет.

Порывшись ещё, кнопку в наличии в каком-то другом городе я всё таки нашёл, но цена была тысяч что ли 40, не помню уже точно, откровенно дороже, чем должно быть. Причём все, кто о кнопках представление имел, говорили, что на кнопки ажиотажный спрос и всё такое.

Тут я решил, что раз кнопку эту у меня пока никто категорически не требует, отложу-ка я чуть-чуть этот вопрос и съезжу сперва на таможню. Брокеры-консультанты-ИНТЕРНЕТ – это всё хорошо, но за спрос денег не берут и разведать обстановку самостоятельно для начала вовсе не помешает.

* Первый визит на таможню *

-3

Центральная акцизная таможня в Санкт-Петербурге находится на пр. Культуры 40, злачное место в промзоне) Приезжаю, значит, туда. Времени часов 5 вечера, час до закрытия. Машин вокруг много, думается, что и народу куча, как это обычно бывает во всяких таких местах…

Охранник на проходной переписывает данные паспорта, рядом с окошком висит дозатор с антисептиком, где вместо антисептика оказывается жидкое мыло. ) Второй (или третий, не помню) этаж, захожу в зал для посетителей и думаю, что я, должно быть, попал не туда или ошибся дверью:

-4

Полный размер

Да, фотка – говно, но другой нет. А зал пустой, там вообще ни души. То есть 9 окон и ни-ко-го. Вернее, в окнах люди в форме сидят, а вот посетителей нет. Совсем. Я даже растерялся)

В нужном окне (6-7) мне рассказали, что от меня им нужны всего 2 вещи:

1. Оплаченный утильсбор. Сумма 5200 рублей. Причём нужно предоставить платёжное поручение из банка, даже любезно отксерили чью-то платёжку (не заморачиваясь по поводу персональных данных) в качестве правильного образца:

-5

Полный размер

(цифра в БИК замазана т.к. drive принимает число за номер детали от опеля))

Я данные замазал чужие, а то некрасиво как-то выходит. Приписку снизу сделал уже другой человек, но совет дельный – не везде умеют платёжные поручения правильно оформлять. В том банке могут)

⚠️ UPD! В комментариях товарищ Caniggia написал, что реквизиты изменились, по состоянию на сентябрь 2021 правильные такие:

-6

Полный размер

скан из комментариев

2. Электронный ПТС – ЭПТС. Его нужно сделать и принести выписку/распечатку. Свежеоформленный ЭПТС будет в статусе "незавершённый", после чего таможня спишет утиль и внесёт изменения в этот ЭПТС чтобы он стал "действующим". Т.е. приходить нужно с уже готовой выпиской, таможня ЭПТСы не делает сама, так что сотрудник посоветовал обратиться к брокерам и даже указал номер кабинета (а что вы хотели – симбиоз).

Брокеры сидят в соседнем здании и их там целая куча и все +/- одинаковые, как я понимаю. Но раз уж мне дали наводку, отправился я куда послали.

Крошечный кабинетик, дядька с часами за миллион, пролистывает доки, проверяет когда машина встала на учёт в РБ, кивает и говорит, что без проблем, есть два варианта: с кнопкой Говнас ГЛОНАСС и СБКТС, а также БЕЗ. Ценник сейчас не вспомню, но в районе 75 и 30 т.р. соответственно, где-то я уже это слышал) Предлагает подумать и сфотографировать машину на всякий случай, чтобы если надумаю, фотки у него уже были и не надо было ещё раз ехать. Есть там такое таинство – фоткать машину на фоне таможенного терминала. Ну, что она существует и что ты это ты, вроде того.

Требования наличия кнопки и свидетельства безопасности проистекают из способа внесения машины в систему для выпуска ЭПТС, они там разные, в каком-то способе есть поля для номеров кнопки и св-ва, в каком-то нет, по крайней мере мне так объяснили. Ну и плюс информация, что была по ссылкам выше, СБКТС, как бы, не может делаться дважды, а раз в Белоруссии машина в эксплуатацию уже выпущена была, то он и не нужен получается.

Слово за слово и выясняется, что все эти дядьки играют роль помощников, но при желании нелёгкую задачу можно решить самому. А я не так чтобы куда-то тороплюсь или не хочу вникать, почему бы и не попробовать?

* Оформляю ЭПТС *

Электронные ПТС, будь они неладны, делает несколько контор, где-то я видел короткий список, да вот не помню где. Не помню и хрен с ним, со списком, потому что из него дозвониться и договориться удалось только с одной конторой – ЭПТС. Электронные Передовые Транспортные Сети! А не то, что вы подумали)

-7

Находятся на Салова 68. Есть там такой Данила, который шарит. Есть и какие-то другие люди, на кого я попадал по телефону, но сложилось впечатление, что без Данилы бы всё пропало)

В общем, к ним надо приехать на осмотр. Машину фотографируют со всех сторон, ксерят доки, берут 5100 рублей денег и через пару дней (или на следующий день – не помню уже) ЭПТС готов. На почту присылают выписку, ну и на портале можно тоже проверить по VIN номеру.

-8

5100 – это за идентификацию, какую-то пошлину, внесение информации о собственнике в ЭПТС, ну и за услуги тоже, в общем не особо дорого. Кнопка Говнас и СБКТС для этого действия оказываются не нужны, но, повторюсь, актуально это лишь для машин, вставших на учёт в РБ до апреля 2021 года! Если машина встала на учёт позже, кнопка и свидетельство уже потребуются, что приведёт к дополнительным затратам в районе 40-45 тысяч, если не путаю.
Как мне подсказывают, с 1 июля 2021 изменились правила получения СБКТС (в тех случаях, когда он нужен). Его надо получать в испытательной лаборатории, которая проверяет наличие работающей кнопки ГЛОНАСС. В Питере такая лаборатория одна и с 1 июля она так до сих пор и не работает т.к. проходит переаккредитацию. До сих пор – это до момента написания данного поста, в середине августа 2021 (дата внизу соответствует моменту оформления, а не написания). Вариант либо ждать и кататься пока на белтранзитах, или идти к помощникам или вообще ехать в Москву, там, вроде бы, лаборатории работают. Уточняйте в вышеозначенных конторах актуальные сведения.
Сам я с этим не сталкивался, так что врать не буду, но предупредить должен.

* Снова еду на таможню *

Печатаю выписку из ЭПТС, заезжаю в Абсолют банк на Сикейроса и плачу 5200+130 рублей за утильсбор и комиссию/оформление ПП, а затем снова отправляюсь на таможню. Мои 10 дней к тому времени уже вышли, так что еду я на обычной машине (вернее, на прошлом лифе, который ещё не продан) дабы не нарываться – ну, мало ли, не повезёт с ГАИ-шниками по дороге.

Опять охранник-паспорт-лестница-зал для посетителей и СНОВА НИ ДУШИ. Чудеса в решете, но я совсем не против.

Мне дают кучу бланков, укоризненно смотрят на часы – времени уже ближе к 5, можно и не успеть, инструктируют по заполнению ну и я приступаю к унылой писанине. Ну а что поделать? Можно не заморачиваться и пойти к брокерам, но сколько это стоит я уже писал выше)

-9

Полный размер

(картинка на самом деле не моя, но 1:1, взял в электрочате)

Забавно, что ксерить всё приходится самому, засовывать бумагу в копир – тоже) Короче, с горем пополам заполняю закорючками бланки, ксерю, ещё ксерю, ксерю все документы, всё это как-то запарно и неловко, хотя, я там по-прежнему один и никто не мешает. Потом мы с таможенником раскладываем всё по стопочкам, оригиналы ему, копии мне, а ещё одну стопочку надо отнести этажом выше и бросить в специальный ящик.

– Подниметесь по лестнице, бросите документы в ящик и потом на осмотр автомобиля, – говорит мне сотрудник таможни.
– Ээээ, – отвечаю я, – ну так я же сегодня без машины…

* Третий раз еду на таможню *

Этого можно было бы избежать, если бы я сразу забил беспокоиться по поводу 10 дней. Кстати, именно так поступить мне на таможне и посоветовали. Ну да ничего страшного, на следующий день поехал уже на новом лифе и впервые встретил в зале хоть кого-то ещё – дядька оформлял теслу. Дядька условно знакомый, мы с ним чате переписывались, делились успехами в оформлении, но на таможне пересеклись впервые.

Ладно, суть не в этом, документы я в ящик бросил, переписав предварительно дату на заявлении. Полчаса ожидания (по-моему у кого-то просто был неторопливый обед) и нас осматривают. Осмотр заключается в том чтобы проверить номера и сфотографировать машину на фоне таможни, т.е. не только брокеры так делают. Отчётность, видимо, в таком формате нужна. Поднимаемся обратно, ещё немного ждём и вроде что-то подписываем, или нет, уже позабыл подробности, но минут через 15 на почту падает уведомление, ЭПТС – действующий!

При оформлении таможня оригиналы документов на машину забирает. Вернее, там из документов только СТС белорусский, ну и справка-счёт, вот их и берут. Оригинал ДКП остаётся на руках, как и копии. Суть всей процедуры в том, чтобы списать утилизационный сбор и убедиться в том, что машина действительно существует (а ещё в том, что она целая). Кроме оплаты утильсбора в банке, на самой таможне платить ничего не надо. СБКТС и кнопка по-прежнему никого не интересует.

* Теперь можно страховать и ехать в МРЭО *

Всё. Теперь машина уже ничем не отличается о той, что была бы куплена в России, процедура оформления та же самая, документы на руках (почти) такие же самые, как и в случае покупки у гражданина РФ.

Страховка ОСАГО, необходимая для постановки на учёт, нынче оформляется удалённо, техосмотр мне не нужен потому что машине ещё не больше скольки-то там лет, вроде 4 или 3. Полис делаю у Елены, моего любимого агента, которая помогает мне страховать всё, что угодно.

Получаю email с полисом, печатаю, собираю в кучку все бумажки, скручиваю номера со старого лифа (хочу оставить цифры чтобы не переоформлять пропуска) и собираюсь в местное МРЭО.

Спросят ли там про кнопку ГЛОНАСС? Не знаю. Вообще-то в машине возле плафона есть кнопка SOS, но если на неё нажать ничего не происходит. Т.е. сказать, что кнопка есть можно, но если попросят проверить будет облом… Нехорошо.

Выгребаю горсть деталей из своих запасов, присираю динамик к плате-говорилке и записываю туда коротенькое сообщение, похожее на настоящую кнопку:

Засовываю сиё нехитрое приспособление в плафон, теперь кнопка SOS на нажатия реагирует)) На всякий случай, вдруг пригодится? Вот теперь можно ехать)

-10

На самом деле наше отделение выглядит вообще не так, но сойдёт и такая картинка) На Госуслугах я записался и даже что-то заплатил, но на месте в окно по записи был адский ад, очередь в которой человек 20 пытаются разобраться кто там должен быть первым, а в обычное окно без записи никого нету, ну и отлично.

Номера у меня уже есть, так что за нового лифа платить надо только 500 рублей – за СТС. Запись в ЭПТС вносится бесплатно! Ещё 2000 плачу за новые номера на старый лиф (хз когда продам, а как ездить без номеров?), 500+350 за новый СТС и запись в бумажный ПТС по старому лифу, его номера ведь надо сперва высвободить для переноса на новую машину.

Заполняю заявление, на осмотре кнопка снова никого не интересует, хотя инспектор вскользь упоминает, что она вообще-то должна быть, но ему явно пофигу и запас хода интересует его гораздо больше. Зря только возился с псевдокнопкой)

Оформиться в тот день у меня не получилось поскольку зависла база и ждать пока отвиснет мне было некогда, так что ещё денёк я покатался на транзитах, а на следующий день уже получил новые номера. Если пройден осмотр на площадке, бумажка действует 30 дней! Можно в один день осмотреться, в другой день оформиться – это без проблем, если кто не знал.

-11

Кстати, если с Госуслугами у вас что-то не получилось, а пошлину вы уже заплатили (ошиблись, например, или как я пошли в другое окно, где пошлины с госуслуг уже не работают), вернуть деньги можно только путём личного визита в какой-то определённый банк, короче, очень сложно и проще забить, если мелкая сумма)

Ну вот и всё, машина "легализована" :)

* Краткое содержание вышеописанного *

1. Если лень тратить время, всё кажется сложным и неприступным – едете к брокеру возле таможни и платите 30(80) тысяч, всё делают за вас;
2. Если вы самостоятельный и не любите напрасные траты, то сперва делаете ЭПТС в конторе, которая занимается именно этим, а не посредничеством. Если ваша машина встала на учёт в РБ в апреле 2021 или позже, то вам понадобится кнопка ГЛОНАСС и СБКТС, а если раньше апреля, то нет. После этого оплачиваете утильсбор и едете на таможню его списывать, вашу машину осматривают и фотографируют, после чего ЭПТС становится действующим;
3. Оформляете ОСАГО и едете в МРЭО ставить машину на учёт.

* Общие расходы на "легализацию" белорусской электрички *

1. Утильсбор 5200 + 130 = 5330 ₽
2. ЭПТС, идентификация ТС, внесение собственника – 5100 ₽
3. ОСАГО (зависит от КБК и конкретной машины) – 5867 ₽
4. Пошлина в МРЭО и номера 500 + 2000 = 2500 ₽

ИТОГО: 10.430 ₽ за "легализацию" и 8367 ₽ за страховку с постановкой, всё вместе 18.797 ₽

___
Надеюсь, мой рассказ кому-то поможет и никого не запутает. Мораль сей басни такова, что сделать всё самостоятельно не так уж сложно (вообще несложно).

Когда бы ни была поставлена на учёт ваша машина, все те же самые действия проделать вам всё равно придётся, просто могут потребоваться действия (и затраты) дополнительные, с которыми мне посчастливилось не сталкиваться :) Желаю всем последователям удачи!

Цена вопроса: 18 797 ₽

источник https://www.drive2.ru/l/596267355839924156/