Найти тему

Зимняя авария разводного железнодорожного моста в Ростове-на- Дону в 1915 году

На фото из открытых источников первый лёд на Дону, и мост, два правые пролёта которого были повреждены.
На фото из открытых источников первый лёд на Дону, и мост, два правые пролёта которого были повреждены.

Уважаемые читатели! Если вас интересуют мои статьи, прошу подписываться на канал. Если число подписчиков не увеличится, я буду вынужден прекратить работу на канале, как совершенно бесполезную для меня.

О событиях зимы 1915 года писали все газеты Ростова-на-Дону и железнодорожное издание «Вестник Владикавказской железной дороги ». В январе 1915 года погода на Дону стояла теплая и весенняя. Река была свободна ото льда и судоходство продолжалось вверх по течению до Калача. Но в верховьях Дона выпали обильные дожди, сильно поднявшие уровень воды в реке.

А с 20 января (по старому стилю- С.П.В.) ударили морозы и задул ветер, гнавший с верховьев Дона вместе с водами реки большое количество шуги, быстро смерзавшейся в льдины, которых становилось все больше. В ночь с 24 на 25 января льдины вместе с сорванными ими с зимней стоянки у набережной Ростова судами, понесло к разводному мосту Владикавказской железной дороги (примерно на месте того моста находится ныне послевоенный разводной железнодорожный мост- С.П.В.). Паровая баржа и пароход «Пётр», вмёрзшие в ледяные торосы, прорвав надстройками нижнюю часть одной из ферм моста, ушли ниже по реке, другую паровую баржу «Алкивиадист» ледяные торосы, повернув поперек реки, бортом прижали к мосту. Причем тут же вокруг нее образовался ледяной затор такой высоты, что льдины почти достали пролеты железнодорожного моста.

-2

Рядом, к быку разводного (поворотного тогда- С.П.В.) пролета прижало льдинами ледокол «Фанагория». Вид затора впечатлял: насколько видно было вверх по течению, Дон был покрыт глыбами вздыбившегося льда, среди которого, ближе к правому берегу, сбились в кучу более десятка терпящих бедствие поврежденных судов и дебаркадеров, некоторые уже полузатоплены. Все это могло вот-вот снести мост и требовало срочных действий. Работы по устранению аварийной ситуации начались немедленно. Ледяные заторы динамитом взрывали минеры (были и такие специалисты в штате!! –С.П.В.) Владикавказской дороги. Суда с помощью длинных канатов оттаскивали от моста и подтягивали к берегу паровозами, двигавшимися по портовым железнодорожным путям вдоль правого берега Дона ( Эти пути были разобраны в 1949 году- С.П.В.).

Состоявшимся этой же ночью в здании вокзала совещанием руководства Владикавказской дороги под председательством Управляющего дорогой инженера Кригер-Войновского было решено, опираясь на опыт устранения подобных повреждений в прошлые годы, для скорейшего открытия движения поездов временно укрепить поврежденные пролеты железными тяжами диаметром более 50 мм, после чего готовиться к капитальному ремонту моста. Аварийные работы поручили Ростовским Главным Мастерским Влк .ж. д. (ныне РЭРЗ- С.П.В.). Уже к вечеру 26 января мост был восстановлен по временной схеме и испытан, а в 19 ч 30 мин по петербургскому времени (тогда столицей России был Санкт-Петербург и все железные дороги империи работали по Петербургскому времени- С.П.В.) по мосту было открыто движение поездов. Все работы велись при резком ветре и двенадцатиградусном морозе круглосуточно.

С 1 по 3 февраля в Ростове состоялось совещание под председательством Товарища Министра (так тогда именовалась должность Заместителя Министра – С.П.В.) Путей Сообщения, председателя Инженерного Совета Министерства Путей Сообщения тайного советника Козырева по вопросу о причинах повреждения моста и судов. В совещании принимали участие как представители МПС и дороги, так и портовики. В итоге длительных обсуждений с привлечением большого количества свидетелей событий, Совещание пришло к выводу, что главной причиной событий являются как особые условия зимней стоянки судов в Ростовском порту, так и исключительные погодные условия.

С.П. Волков.

#Ростовский разводной мост #железная дорога #зимняя авария #Владикавказская ж.д. #Кригер-Войновский