Изменения в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие»)» были направлены на обеспечение поддержки и преференций для предпринимателей, деятельность которых совмещает «социальную направленность, инновационный подход и умение работать в рыночных условиях, заключающихся в стремлении к достижению самоокупаемости и устойчивого развития бизнеса»[1].
Закон является закономерным продолжением политики Минэкономразвития России по целенаправленному развитию поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в целом, и социальных предпринимателей, в частности.
Согласно положениям закона среди субъектов малого и среднего предпринимательства предлагается выделить группу субъектов социального предпринимательства, или «социальных предприятий» (признак направленности деятельности на достижение общественно полезных целей, способствующих решению социальных проблем граждан и общества), для которых предложить дополнительные меры поддержки при выполнении указанными организациями одного из следующих условий:
1) обеспечения занятости социально уязвимых категорий граждан;
2) обеспечение доступа товаров производимых выше названной группой к рынку сбыта;
3) производство товаров, ориентированных на указанную группу и предназначенных для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направлены на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества;
4) субъект малого и среднего предпринимательства осуществляет деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей, способствующих решению социальных проблем граждан и общества в целом.
Отнесение субъектов малого и среднего предпринимательства к группе субъектов социального предпринимательства (социальных предприятий) позволит получить следующую дополнительную поддержку от органов государственной власти и органов местного самоуправления: предполагается, что указанные органы будут, во-первых, создавать организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, во-вторых, проводить мероприятия для популяризации деятельности субъектов социального предпринимательства (ярмарки, выставки, деловые конгрессы) с целью развития межрегионального сотрудничества, а также обеспечивать участие субъектов социального предпринимательства в указанных мероприятиях, и в-третьих, организовывать профессиональное обучение и образование работников социальных предприятий. Иные меры также могут быть приняты в соответствии с нормативно-правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.
Таким образом, все, на что можно будет рассчитывать лицам, которые выбрали ведение деятельности в форме коммерческой организации и соответствуют признакам социального предприятия – возможность привлечь внимание к себе и своему продукту и улучшить навыки работников за счет государства. Тем самым, поддержка социальных предприятий будет поставлена в зависимость от бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, политической конъюнктуры и социально-экономических трендов.
Однако действительно ли указанные меры представляют лучшее решение по созданию наиболее благоприятного правового режима для предпринимателей, имеющих социальную миссию? Почему остались не отражены неотъемлемые признаки социального предприятия: общеполезные цели деятельности, ограничение распределения прибыли и другие.
Прежде всего, стоит обратить внимание на схожий опыт правового регулирования в зарубежных странах – подход к регулированию статуса субъектов социального предпринимательства также реализован в Бельгии и связан с появлением в 1995 году в законодательстве «компании социального назначения» (фр. société à finalité sociale, англ. social purpose company)[3]. Так, любая коммерческая организация при соответствии требованиям, указанным в законе, может получить статус компании с социальной миссией.
Среди обязательных требований первостепенно, что цели деятельности, закрепленные в учредительных документах, должны быть социально полезными, а распределение прибыли между участниками — ограничено либо исключено вовсе. Кроме этого, компания социального назначения должна ежегодно публиковать специальный отчёт о достижениях своей общественно полезной деятельности. В случае ликвидации имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, не распределяется между участниками, а подлежит передаче другой компании социального назначения либо некоммерческой ассоциации (фр. associations sans but lucratif)[4].
При получении соответствующего статуса компания получала подтверждение благонадежности и потенциальную ценность позиционирования в качестве «социального предприятия»[5], то есть лишь нематериальные преимущества.
Статус компании социального назначения не имел широкого распространения в Бельгии из-за того, что принимаемые компаний ограничения не балансировали с получаемой выгодой[6], в частности, в связи с отсутствием расширения источников привлечения финансирования или налоговых послаблений, которыми пользовались некоммерческие организации.
Особенность субъектов социального предпринимательства заключается в том, что их деятельность совмещает в себе как коммерческие, так и некоммерческие элементы. Поэтому при построение механизма правового регулирования социального предпринимательства особенно важно обеспечить отражение в создаваемых юридических конструкциях основные признаки субъектов социального предпринимательства.
«Если обычные предприниматели, как правило, оценивают успешность своей деятельности, ориентируясь на прибыль, выручку (объём продаж) или стоимость акций, то для социального предпринимателя основным критерием успешности становится «социальная отдача»[7].
Таким образом, и регулирование деятельности указанных субъектов может строиться через установление специального правового режима как для коммерческих, так и некоммерческих организаций.
Представляется чрезвычайно важным и актуальным рассмотреть возможность ведения деятельности в Российской Федерации потенциальным субъектам социального предпринимательства в качестве некоммерческой организации.
Как следует из ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организация» от 12.01.1996 N 7-ФЗ и ст. 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации, автономной некоммерческой организацией признается некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.
По своей правовой природе автономная некоммерческая организация представляет организационно-правовую форму для осуществления преимущественно хозяйственной, приносящей доход деятельности, направленной на достижение общественных благ. Иное толкование понятия «предоставление услуг» нецелесообразным, нерациональным и не находящим подтверждения на практике образом ограничивало бы правоспособность данного вида юридического лица.
Используя возможности автономной некоммерческой организации, удается преодолеть одну из главных трудностей ведения хозяйственной деятельности с социальной миссией – невысокую прибыль. Вместе с тем, форма некоммерческой организации согласно ст. 582 Гражданского кодекса РФ[8] позволит привлечь имущественную поддержку как граждан волонтеров, так и благотворительных фондов, социальных инвесторов и иных некоммерческих организаций при высокой социальной отдаче деятельности.
Кроме этого, автономная некоммерческая организация в случае выполнения деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ[9], может рассчитывать на статус социально ориентированной некоммерческой организации и претендовать на финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку государства.
Из чего можно сделать вывод, что организационно-правовая форма автономной некоммерческой организации имеет гораздо больше преимуществ для лиц, планирующих ведение деятельности в сфере социального предпринимательства, по сравнению со статусом «социального предприятия» для субъекта малого и среднего предпринимательства.
Некоммерческие организации в законодательстве Российской Федерации имеют специальное правовое положение, которое предусматривает возможность совмещения, с одной стороны, общественно полезных целей деятельности, а с другой стороны, права на занятие предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью, соответствующей уставу. Именно это уникальное положение позволяет некоммерческим организациям иметь все потенциальные возможности для признания социальным предприятием: некоммерческие цели деятельности, осуществление предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, запрет на распределение прибыли, привлечение к работе волонтеров.
Таким образом, вместо создания юридических конструкций, реализацию которых на практике можно поставить под сомнение, важно исследовать уже имеющийся правовой инструментарий, который может при должном его усовершенствовании привести к полезным социально-экономическим последствиям.
В связи с тем, что цель деятельности организаций, действующих в сфере социального предпринимательства, связана не с извлечением прибыли, а с социальной направленностью, то сама деятельность будет средством и способом достижения организацией общеполезных результатов.
На основании изложенного, автор предлагает в качестве экспериментальной модели социального предприятия закрепление в законодательной системе организационно-правовой формы «автономной некоммерческой организации социального предпринимательства», что отражено в Приложение № 1 к настоящей научно-исследовательской работе.
Особенность правового положения указанной организации заключается в создании условий поощрения осуществляемой на постоянной основе, приносящей доход (предпринимательской) деятельности некоммерческой организации, направленной на решение социальных проблем и ориентированной на оказание социальных услуг и служению иным некоммерческим.
Кроме этого, важно предусмотреть возможность преобразования иных некоммерческих организаций в указанную организационно-правовую форму, чтобы открыть доступ к условиям функционирования социальных предприятий максимально широкому заинтересованному кругу лиц.
Достижение приведенного результата требует внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации с целью закрепления баланса деятельности автономной некоммерческой организации социального предпринимательства в следующем виде:
1) установление благоприятного налогового режима в отношении налогообложения предпринимательской деятельности, но в случае если доходы от указанной деятельности составляют не менее 50 процентов от общего дохода организации за отчетный год;
2) установление исключения из освобождения от налогообложения целевых поступлений, в случае если целевые поступления (пожертвования, гранты, субсидии) составляют более 50 процентов от общего дохода организации за отчетный год.
Таким образом, в целях наиболее эффективного достижения результатов деятельности интерес автономных некоммерческих организаций социального предпринимательства будет заключаться в неуклонном стремлении к осуществлению именно хозяйственной, приносящей доход и соответствующей некоммерческим целям деятельности, что позволит не только увеличить количество участников некоммерческого сектора, заинтересованных в решении социальных проблем, но и уменьшить степень зависимости социальных предприятий от государственной поддержки.
Создание полноценного правового режима деятельности для субъектов социального предпринимательства должно являться первостепенной задачей для законодателя.
Можно сделать вывод, что правовое регулирование положения и поддержки субъектов социального предпринимательства в качестве инструмента борьбы с кризисом в социальной сфере должно педалировать установление специального налогового режима (льгот по налогу на прибыль), переориентирование системы оказания государственных услуг в пользу их распределения социальным предприятиям, создания преференций при участии социальных предприятий в государственных закупках и иные меры, направленные на коренное преобразование системы регулирования с учетом особенностей правового режима некоммерческих организаций, в целом, и автономной некоммерческой организации, в частности.
[1] Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие»)» [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://sozd.duma.gov.ru/bill/620203-7 (дата обращения: 19.05.2019)
[3]Defourny J., Nyssens M. Social Enterprises in Community Services in Belgium [Электронный ресурс] – Routledge. 2001. p. 49 – Режим доступа. – URL: https://orbi.uliege.be/bitstream/2268/90500/1/Belgium_Social%20Enterprises%20in%20Community%20Services.pdf (дата обращения: 26.03.2019)
[4] Там же. С.48
[5]Doeringer, M.F. Fostering social enterprise: a historical and international analysis [Электрон-ный ресурс] – Duke Journal of Comparative & International Law, Vol. 20, No. 2, pp. 291-329, 2010 – Режим доступа. – URL: https://scholarship.law.duke.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1052&context=djcil(дата обращения: 26.03.2019)
[6]Defourny J., Nyssens M. Social Enterprises in Community Services in Belgium [Электронный ресурс] – Routledge. 2001. pp. 47-64 – Режим доступа. – URL: https://orbi.uliege.be/bitstream/2268/90500/1/Belgium_Social%20Enterprises%20in%20Community%20Services.pdf (дата обращения: 26.03.2019)
[7]Thompson, J.L., The World of the Social Entrepreneur, The International Journal of Public Sector Management, 15(4/5), 2002, P.413
[8] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. No 51-ФЗ // Российская газета, 08.12.1994, No 238-239.
[9] О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 г. No 7-ФЗ // Российская газета, 24.01.1996, No 14.