Антони́на Мака́ровна Мака́рова, (в замужестве Ги́нзбург) Находясь на службе у немецких оккупационных властей и русских коллаборационистов, расстреляла около 1500 человек, в основном советских партизан и мирных жителей. В момент совершения расстрелов была также известна как Тонька-пулемётчица.
Антонина Макаровна родилась 1 марта 1920 году в Малой Волковке Смоленской губернии. У нее было обычное безмятежное детство. Когда девочка пошла в школу, учительница по ошибке записала ее как Макарову. Из школьных документов неправильная фамилия перекочевала и в другие важные бумаги. Так Панфилова стала Макаровой.Когда началась Великая Отечественная война, она добровольно пошла на фронт санитаркой. Ей было всего 19. Девушка оказалась в центре печально известного Вяземского котла, где гитлеровцы разгромили советские войска. Фашисты арестовали ее вместе с солдатом Николаем Федчуком, но им удалось бежать - вместе они скитались по окрестностям. Но потом пара вышла к селу Красный Колодец, где у Федчука жила семья. Там красноармеец оставил Тоню и девушка некоторое время ошивалась в селе, занявшись проституцией. В конце концов, недовольные сельские жительницы выпроводили девицу из Красного Колодца.В 1942 году добралась до занятого фашистами села Локоть (сейчас поселок в Брянской области), где ее вновь арестовали.
На Украине, немцы создавали национальные военные формирования — так возникла, Украинская повстанческая армия.С 1942-го по 1943 год на территории некоторых районов Брянской, Орловской и Курской областей под контролем немцев существовала так называемая Локотская республика с населением около 600 тысяч человек и центром в посёлке Локоть.К сентябрю 1943 года на территории республики было уничтожено около 5,5 тысяч человек, почти 7 тысяч были угнаны на территорию Германии. Часть погибших мирных жителей стали жертвами Антонины Панфиловой-Макаровой-Гинзбург.В одно время она даже хотела уйти к партизанам, но, увидев, что русские коллаборационисты так называемой Локотской республики живут себе вольготно, решила примкнуть к ним.Не растерявшись, Тонька стала любовницей начальника местных полицаев, который и пристроил ее к себе на работу.
Макарова даже получала довольно приличную зарплату – 30 немецких рейхсмарок (невольно напрашивается аналогия с 30 серебренниками Иуды).Вероятно, циничная идея дать Антонине пулемет, чтобы убивать людей, пришла полицаям. Правда, перед этим ее пришлось напоить. А потом это стало своеобразной традицией: после каждого расстрела Макарова неизменно подкупала совесть изрядной порцией горячительных напитков.Впервые о существовании женщины-палача советские органы узнали от бывшего охранника Локотской тюрьмы Биндасова, арестованного осенью 1945 года. Он сообщил на допросе, что в расстрелах заключённых этой тюрьмы принимала участие девушка-пулемётчица по имени Антонина, которая была штатным палачом. Биндасов не знал её фамилии, но слышал, что она была уроженкой Москвы и служила в Красной армии медсестрой.
После этого на Макарову было заведено разыскное дело под кодовым названием "Садистка". В 1946 году был арестован её бывший покровитель и начальник Иванов-Иванин, который сообщил следователям настоящую фамилию преступницы. Казалось, она вот-вот будет найдена. Но поиски девушки-палача затянулись более чем на 30 лет.Складывается ощущение, что Макаровой покровительствовал сам дьявол. Попала в окружение, но осталась жива. И гитлеровцы не пустили ее в расход. Наконец, осенью 1943-го Локотская республика пала под натиском советских войск, но за несколько месяцев до этого Тонька-пулеметчица была откомандирована на лечение - к тому моменту она нахватала целый букет венерических заболеваний.Был момент, когда удача вроде бы отвернулась от нее: доселе благоволившие к ней немцы вдруг отправили палача в юбке в концлагерь в Кенигсберге. Но и это было ей только на пользу: в 1945-м город был освобожден, и Макарова, раздобыв липовые документы, чудесным образом выдала себя за плененную медсестру.
На воле устроилась в госпиталь, познакомилась с раненым солдатиком Виктором Гинзбургом.Антонина Макарова стала жить с Виктором Гинзбургом и официально вышла за него замуж в 1947 году. Поначалу семья оставалась в Калининградской области, в Черняховске и Гурьевске. Боясь разоблачения, Антонина предлагала переехать в Польшу, где у её мужа были родственники. Семья поселилась в городе Лепель в Белоруссии. Тоня родила двух дочек, работала контролёром ОТК на мебельной фабрике. Муж не имел представления о подробностях её военного прошлого, как и никто в городе. Антонина сама говорила, что первые десять лет она боялась, что за ней придут. Дальше уже и бояться перестала, думала, что искать некому.Но в 1976 году в Брянске на улице мужчина случайно опознал Николая Иванина, который служил в годы войны начальником тюрьмы в Локте.
Его арестовали, Иванин начал давать показания, в том числе рассказал об Антонине, почти правильно вспомнив её имя. До этого очевидцы казней рассказывали о «Тоньке», но как её звали на самом деле и откуда она, вспомнить не могли.На Антонину Гинзбург вывел случай — один из её братьев заполнял анкету, в которой указал всех братьев и сестер, в том числе уточнил девичью фамилию Антонины и её фамилию по мужу.Стали проверять Антонину Гинзбург из Белоруссии. Но она была уважаемым человеком, фронтовик, ударница труда. На всякий случай вызвали и аккуратно расспросили — Гинзбург не смогла вспомнить, где воевала, судя по её же военному билету (документы она в конце войны подделала). Ещё некоторое время спустя в Лепель привезли женщину, которая опознала Тоньку-пулемётчицу.На арест Антонина отреагировала спокойно.
Она понимала, за что ее арестовывают, но рассчитывала, что все сойдет с рук – прошло 30 лет, многие полицаи давно были амнистированы. Однако срок давности для таких военных преступников, как Тонька-пулеметчица, предусмотрен не был.На допросах Гинзбург держалась хладнокровно, казалось, не раскаивалась в своих преступлениях и утверждала, что вынуждена была убивать для того, чтобы самой выжить. Своей сокамернице она говорила, что надеется на условный срок из-за почтенного возраста, давности событий и даже строила планы на будущее.Тем временем следователям удалось доказать причастность Тоньки к смерти 168 людей, чьи личности удалось установить.Хотя на самом деле, по независимым оценкам, жертв пулеметчицы было больше 1500 человек.После этой страшной новости Гинзбург с дочками уехали из города. Где они поселились, неизвестно. По некоторым сведениям, они обосновались в Израиле и сменили фамилии.Сама же Антонина, кстати, желания встретиться с семьей ни разу не изъявила. Вопреки ее надеждам на помилование, суд был непреклонен - и приговорил её к расстрелу. В августе 1979 года приговор был исполнен. Тонька-пулеметчица стала одной из трех женщин в СССР, которые поплатились за преступления жизнью.