Найти в Дзене
Просто слова

Алматы. Вознесенский собор.

Недалеко от моего нынешнего дома есть Парк гвардейцев-панфиловцев. Я прохожу через него, когда направляюсь на Зелёный базар или пообедать в китайскую лапшичную. Очень приятное место, с длинными аллеями и вековыми деревьями. В позапрошлом веке это был Городской сад. А в прошлом были разные названия, например, «сад Губкомпомарма». Ещё когда-то тут была братская могила в память жертв страшного землетрясения 1887 года. Как-то иду я по парку и вдруг вижу, как мне показалось, надгробный камень! Я аж похолодел. Закрыл глаза и даже, может быть, покачнулся. Нееет! Бог ты мой, премьер-министр Бельгии, не может быть! Где я?! Я опасливо оглянулся. Оказывается, всё в порядке. Это так называемая Аллея глав государств. В 90-е годы мировые лидеры, посещавшие Алматы, имели обыкновение сажать в парке тянь-шаньские ели. Всё хорошо. Впрочем, речь о Вознесенском соборе. Это действительно удивительный храм. Он деревянный. Одна из самых высоких деревянных церквей в мире. Постройкой руководил выдающийся инж

Недалеко от моего нынешнего дома есть Парк гвардейцев-панфиловцев. Я прохожу через него, когда направляюсь на Зелёный базар или пообедать в китайскую лапшичную. Очень приятное место, с длинными аллеями и вековыми деревьями. В позапрошлом веке это был Городской сад. А в прошлом были разные названия, например, «сад Губкомпомарма». Ещё когда-то тут была братская могила в память жертв страшного землетрясения 1887 года.

Как-то иду я по парку и вдруг вижу, как мне показалось, надгробный камень!

Я аж похолодел. Закрыл глаза и даже, может быть, покачнулся. Нееет! Бог ты мой, премьер-министр Бельгии, не может быть! Где я?! Я опасливо оглянулся.

Оказывается, всё в порядке. Это так называемая Аллея глав государств. В 90-е годы мировые лидеры, посещавшие Алматы, имели обыкновение сажать в парке тянь-шаньские ели. Всё хорошо.

Впрочем, речь о Вознесенском соборе.

Это действительно удивительный храм. Он деревянный. Одна из самых высоких деревянных церквей в мире.

Постройкой руководил выдающийся инженер-архитектор Андрей Павлович Зенков. Он вообще очень многое сделал для города, тогда называвшегося Верный. Сегодня одна из улиц в старом центре носит его имя. А я живу на соседней.

После землетрясения 1887 года, когда было разрушено около 2000 кирпичных и каменных строений, для восстановления и застройки города стали использовать преимущественно древесину. Она более гибкая и гораздо легче. В сочетании с малой этажностью это должно было смягчить последствия катаклизмов в будущем.

Однако высота Вознесенского собора более 40 метров, колокольня ещё выше. Это как 14-этажный дом.

Удивительно, но в землетрясении 1911 года, оно не уступало по мощности предыдущему, здание храма практически не пострадало. Повылетали стёкла, накренился крест, просел угол колокольни -- но не более. Вообще разрушений в городе было значительно меньше, чем в 1887 году.

Сказались накопленный опыт и новые подходы, технологии. Зенкова называют одним из основоположников сейсмостойкого строительства. А собор стал одним из первых проектов, где самые прогрессивные наработки были применены, и после широко применялись по всей Средней Азии.

Говорят, в ночь землетрясения Андрей Павлович выбежал из дома и сразу же, спотыкаясь и падая, пустился к соборной площади. Увидев, что тот стоит, плакал, кричал и смеялся от радости.

Не знаю, правда ли это, похоже на городскую легенду. Вообще с собором связано немало легенд и мифов.

Любят утверждать, что он построен без единого гвоздя. Хотя Зенков сам отмечал в каких-то ведомостях, что было потрачено почти 10 пудов гвоздей. А кроме того, активно применялись болты, специальные скобы и арматура.

Рассказывают о целой системе подземных ходов, с увлекательными и интригующими подробностями. На деле никто их ни во время реставрации, ни во время ландшафтных работ в парке не видел. Мне тоже кажется это сомнительным: Зенков строил сейсмозащищённое сооружение, а тут какие-то подземелья.

Ещё говорят, что храм строился долгие сорок лет. В реальности он был построен очень быстро, начали в 1904 году и управились за пару лет, ещё год ждали иконостас из Киева. А правда в том, что подготовка, обсуждения, согласования и т.д. действительно шли несколько десятилетий.

Надо заметить, что и после землетрясения судьба Вознесенского собора складывалась не так плохо. Достаточно сказать, что кресты с храмы снимались только один раз за всю историю -- во время последней реставрации. Разумеется, в советское время тут был и склад, и музей, и даже радиостанция. Но того же Зенкова не расстреляли, и он участвовал в реконструкции здания под нужды новой власти.

С 90-х годов в соборе возобновлены службы. В 2020 завершена масштабная реставрация, длившаяся 3 года. Насколько я могу судить, очень-очень толковая и бережная.

А меня не перестаёт восхищать, что как и сто лет назад, все колонны храма деревянные.

Подписывайтесь, впереди много интересного!