Найти тему
Наблюдатель

Куда вымощена дорога добрыми намерениями?

Образованцами А. И. Солженицын называл управленцев в образовании. Разумеется, не самую лучшую часть этих управленцев. Прочитал я как-то про инициативу Департамента образования и науки Москвы (далее: Департамент) освободить 11-классников от школьных предметов, которые не нужны для сдачи ЕГЭ, и вспомнил про образованцев. Надеялся, что одумаются, но нет, не отменяют эксперимент. Читаем «Российскую газету».

«Как сообщили «РГ» в департаменте образования и науки города Москвы, с 1 февраля 2023 года в выпускных классах начнет действовать новый формат подготовки к Единому госэкзамену: так называемые гибкие учебные планы. И действительно, останутся только те предметы, которые выпускник выберет для сдачи в форме ЕГЭ. Плюс ещё несколько дисциплин. Время, которое раньше тратили на повторение или дополнительные проверочные работы, отдадут под практикумы.
В расписании для всех останутся важные для личности и здоровья предметы: математика, история, литература, физкультура, обществознание. «Разговор о важном» с утра по понедельникам — тоже. Русский язык обязателен для Единого госэкзамена, поэтому школьники продолжат углубленно изучать и его.
А вот дальше — самое интересное: у каждого ученика будет свой набор предметов — тех, что необходимы для поступления в вуз. Группы сформируют в зависимости от уровня знаний. Учителя вместе с ребятами будут разбирать решения экзаменационных заданий и помогут проработать трудные вопросы.
Как говорят сами педагоги, необходимость в таком формате назрела давно. Всем ясно, что главная забота старшеклассников и их родителей — успешно сдать ЕГЭ. Учителя фокусируются на этом, родители берут репетиторов. А ребёнок страдает от сверхнагрузок.
Теперь качественно подготовиться к экзамену можно не выходя из класса. В целом график не изменится: на уроки дети будут ходить ежедневно.

Источник. Московские выпускники будут учить только предметы для ЕГЭ - Российская газета (rg.ru)

Тут я задумался: чего в этой инициативе больше — пользы или вреда? И не занимается ли Департамент образования и науки Москвы вредительством? Или, может, это я отстал от жизни, вспоминая, что до того, как я пошёл в 5 класс, в каждом классе были переводные экзамены, а в выпускных классах — тогда 8 и 10 классы — выпускные школьные экзамены.

Одно дело, когда лихая блогерша призывает свою паству забить на учёбу и готовиться к ЕГЭ.

-2

И совсем другое дело, когда Департамент подменяет цель обучения в школе. А какая у нас цель обучения в школе? — Дать образование школьникам, сформировать научную картину мира, дать общие представления по всем школьным предметам, предоставив мотивированным школьникам возможность освоить предмет на максимум своих способностей, воспитать человека, гражданина и работника. Подготовка к ЕГЭ уж точно не является целью обучения в школе. Эта подготовка может подспудно присутствовать в качестве примеров того, что надо уметь делать по изучаемой теме.

В то время, когда качество подготовки школьников к работе и к обучению в вузе упало ниже критической отметки, в то время, когда вузы вынужденно тратят учебное время на компенсацию того, что не дала школа, Департамент решил, что школа должна дать ещё меньше в плане общего развития школьников. Они там решили, что школа должна четыре последних месяца готовить школьников к сдаче ЕГЭ. Это тогда, когда в стране зреет кадровый голод, так как катастрофически не хватает хорошо выученных школьников для обучения нужным стране профессиям.

В Департаменте не понимают, что подготовка к ЕГЭ не даёт образования? Она даёт натаскивание на весьма специфические задания по предмету, но не даёт системных знаний и готовности обучаться по выбранной профессии.

В Департаменте почему-то пошли на поводу у «заказчиков образовательной услуги», они как будто стали в позу «чего изволите-с?» перед учащимися, которым не нужны знания, а нужны высокие баллы. Они стараются сделать заказчику приятнее и удобнее. Получается, что и Департаменту не нужны знания учащихся, а нужны высокие баллы на ЕГЭ.

Интересно, Департамент будет четыре месяца платить зарплату учителям «необязательных» предметов без проведения уроков? Видимо, нет. А это хорошо менять правила игры, когда она началась? На таких условиях в сентябре, быть может, некоторые учителя и не приступали бы к работе. Посмотрим через год, что у нас будет с дефицитом учителей по «не нужным» с февраля предметам.

Тут ещё надо разобраться, а не нарушили ли в Департаменте права учащихся на получение полноценного образования, заменив его усечённым суррогат-образованием?

Кроме того. Начинать упорно готовиться к ЕГЭ в последние четыре месяца уже поздно, если мышление и развитие были приторможены годами безделья, к чему стимулирует продолжающаяся более 50 лет процентомания — погоня за 100 %-й успеваемостью и высоким «качеством» обучения, измеряемым числом процентов отметок «4» и «5» от общего числа отметок — у учителя, у школы, у района…

Публикация по теме с обсуждением:

Рособрнадзор говорит, что не надо готовить к ЕГЭ в 11 классе, а «Москве» все равно? | Обучение ПРО | Дзен (dzen.ru)