Игры как искусство зародились не так давно по меркам всех остальных видов творчества, да и воспринимать их таким образом зачастую невозможно, потому что многие из них не вылезают дальше граней обычного потребления.
Впрочем, это не отличает их от остальных видов творческой деятельности, у текстов, изображений и видео существует куда больше коммерческих и социальных видов направленности, чем собственно творческих. Продукт должен соответствовать запросам и это не обсуждается и даже не смотря на то что я считаю, что любое творчество в рамках более интересно, назвать производственный процесс творческим все же сложно. Ограничения выступают тестом на смекалку и имеет точку окончания производства (идеальное произведение искусства может всю жизнь автора находиться в производстве, предела то нет), но характерная черта продукта – принадлежность ко времени и полное непонимание идей через несколько поколений.
Утерянные из-за перезаписи пленок коммерческие фильмы для кинотеатров начала 20 века могут быть утеряны навсегда, но поскольку они создавались с одной целью – быстро заработать на прокате то может быть оно и к лучшему. Лучшая их ценность – история развития технологий и приемов, то что в полной мере перенеслось до дня сегодняшнего, если было полезно. Некоторые вещи конечно вообще не воспроизводимы, типа шоу с актёрами в залах, где шли фильмы к примру про монстров-пришельцев, поедателей мозгов, поскольку было частью постановки, производящей впечатление лишь единожды, но многие элементы мы все же можем перенести на день сегодняшний без особых потерь.
Но даже ели произведение существует «вне времени» и технически способно передавать идеи и эмоции в первозданном виде сквозь века, оно должно сохраниться в максимально точном виде через много лет. Учитывая, что «технологическое» искусство для восприятия нуждается в инструментах не только на этапе создания, но и на этапе потребления, а технологии все время развиваются, оставляя старые на задворках производства то в настоящее время какое-то искусство подвержено возможности исчезнуть навсегда не из-за своей малозначительности или направленности, но из-за того, что новое устройство, программа, кодек, навсегда исказят изначальную сущность, что увидеть след авторов будет невозможно.
Хороший пример это внешний вид пиксельной графики на современных телевизорах, что искажает изначальное изображение до предела, превращая его в подобие, а поскольку геймплей в отрыве от графики не может быть полноценным произведением, то воспринимается оно до предела иначе. И это еще в том случае если удастся перенести геймплей в полной мере, что полностью зависит от возможностей изначальных устройств.
Для упрощения я ограничу творческие объекты рамками возможного воспроизведения в будущем с идентичными воспроизведением и это значит, что при окончании производства устройств и их выходом из строя часть наследия может улетучиться.
И если в музыке и кино много лет существуют стандарты для той или иной полу-аналоговой или даже полностью аналоговой техники, а также стандарты переноса что пытаются это наследие сохранить, то в деле видеоигр все куда сложнее. Восприятие игры происходит не только в формате зрителя, что очевидно, ведь игры — это формат медиа с полным вовлечением пользователя через тактильные манипуляции и геймплей, что при разработке этого учитывается н только эпоха, архитектура, но все устройство воспроизведения в целом, а значит повторить то же самое в будущем на другом устройстве можно лишь только в форме повторения. Копии, что может оказаться хорошим продуктом, но не будет передавать все в целом.
Сегодня конечно же существует много людей, занятых сохранением игрового наследия как в формате эмуляции на других устройствах, хотя некоторые владельцы производителей, издателей и разработчиков стараются бороться с этим, как с проявлением пиратства (что конечно странно относительно игр, что уже никогда не будут продаваться в том же виде, тем более на тех же устройствах), процесс такого сохранения неостановим. Для многих людей ретро игры, их история важны, что доказывают музеи, коллекционеры мероприятия по всему миру.
Рынок устройств аналогов, железа под эмуляцию и всяческих флеш-картриджей, что позволяют записать любую старую игру и воспроизвести в примерно идентичном виде на старом железе, невероятно обширен, несмотря на всю узость данной сферы. На помощь приходят и мелкие производители-Китайцы, что продолжают клепать копии тех же копированных устройств, что мы сами использовали в детстве, типо Денди. Это так же пример рынка, который пускай и не в наиболее хорошем виде, но все же сохраняет наследие и что более важно – прививает любовь к чему-то старенькому у новых поколений игроков.
Люди чаще коллекционируют и хвастаются, нежели реально играют в некоторые устаревающие тайтлы, но это касается, наверное, всего искусства. К нему надо иногда возвращаться, а не потреблять постоянно. Потреблять нужно как раз современные игры, современное творчество и современные высказывания, но при этом и прошлое не забывать, ведь без базы любые знания становятся колосом на глиняных ногах, который не знает о своих особенностях и направляется туда, где легко свои ноги поломать.
Дикси.