Найти тему

Вагонные споры последнее дело…

  Честно говоря, Макаревича я здесь просто так упомянула , для интересного заголовка. А споров в наших переездах почти не было: дружно жили и мы и лошади. Не последним делом было почти круглосуточное дежурство в вагоне. Так же нужно было поить- кормить лошадок, убираться за ними. Ну и о себе не забывать. 

   Нас- служащих - ехало в вагоне по 2-3 человека. Переезды были длинными, редко когда добирались до нужного города за неделю, даже если он находился недалеко от предыдущего. Раньше я этих тонкостей не знала, а потому было очень интересно узнать как формируются товарные составы. Обычно их собирают на сортировочной станции. Оказывается , не все вагоны в товарняке идут в один пункт, поэтому их периодически разбирают и снова собирают в новые составы. Разбирают так: состав подъезжает к «горке» , от которой в разные стороны веером отходят пути. Вагоны отцепляют и спускают с горки в нужные пути, таким образом состав «разбежался» по другим направлениям, где их снова собирают уже из других вагонов. Написала и сама не поняла - что? Но как-то так. Уж простите! 

  Это страшное слово - горка! Когда мы чувствовали, что нас тащат на горку, то тут уместно было кричать-«полундра»! Сейчас покатимся с горки и, если не вовремя подложат под наши колеса башмак, то : трах-тара-бах! - врезаемся в предыдущий вагон! Сколько раз мы чуть не слетали с ящиков вместе с матрасами (вообще-то, кое-кто и слетал!), сколько раз лошадки бились крупами о стену, сколько раз мы собирали с пола добро, рассыпавшееся после удара! А спускали с горки часто. Едем пару часов- оп! Станция, разборка, горка! Поехали, едем пару часов- снова-здорово! Сам процесс разборки-сборки длился долго, иногда по пол-суток стояли на станции, ждали когда наш новый состав сформируют до нужного количества вагонов. С этими горками были и курьезные случаи. 

  Как-то едем втроем, а среди нас молодой неопытный парень. Я, деловая такая, сидя на ящике, говорю ему:

 - Сейчас покатимся, сядь лучше и держись покрепче! 

А он замешкался и не успел. И тут- ба-бах! Я почему-то глаза зажмурила, открываю и понять не могу, почему парень стоит возле меня вверх ногами! Не сразу дошло, что это я свалилась с ящика вниз головой и торчу кверху попой, застряв между двумя ящиками! Парень смотрит с удивлением: 

- Тебе помочь?- говорит.

- Конечно!- кряхчу в ответ. 

 Оконфузилась опытная лошадница…

  В дороге иногда не хватало воды: бочки не бездонные , а пьют лошадки много, особенно в жару. На станциях предупреждены , что едут животные и что наши вагоны надо ставить к заправке водой. Но халатность никто не отменял. Сколько раз ругались по селектору: поставьте нас под воду. Однажды ответили: 

- Вас же там тли теловека, вам и ведла хватит! 

- Не три,-отвечаем,- а пять! И десять лошадей!

- А… а я не зналь, мне никто не говориль! 

У нас потом это было крылатой фразой: а я не зналь, мне никто не говориль!

  Часто надо было выйти из вагона: угля собрать или ту же воду во флягу набрать, если видели колонку поблизости, да просто свежим воздухом подышать, а не тем, что в вагоне, от которого порой глаза слезились. Ну вы понимаете- лошади… И вот только спрыгнешь с вагона, отойдешь пару шагов (хорошо, если только пару!) , а состав- ту-ту! Дальше покатился! Конечно, успевали запрыгнуть, но иногда с большим усилием. Однажды подруга неслась за вагоном с флягой, хорошо еще пустой, и мы еле втащили ее внутрь! 

 Но самые тяжелые переезды были зимой. Вагоны щелястые, тепло на ходу выдувалось моментально. Топили печку круглые сутки, но это помогало мало. Спали в фуфайках . Однажды кончился уголь, а состав идет и идет, нет возможности набрать. Лошадей укрыли попонами. Сами стали потихоньку замерзать. Я сибирячка, привыкла к холоду. А подруге буквально плохо стало, лежит под одеялом , во всей одежке какой только можно и замерзает. Мы с другой девочкой уже ее и матрасом укрыли! И вот в самый критический момент наконец остановка! Коллега спрыгнула с вагона и напротив под другим вагоном нашла немного рассыпанного угля! Ура! Я дала ей ведро и она набрала его почти полным , как вдруг заметила в нашем же составе соседний вагон с углем! Это нас спасло! Мы набили наш ящик углем, да еще с горкой ! Растопили печь до красна и все отогрелись! 

  Переезды вообще опасны именно из-за таких ситуаций. К сожалению, были и несчастные случаи : и замерзали насмерть и горели заживо… 

 Поэтому мы и ездили по два-три человека, дежурили по очереди , следя за порядком. 

  Такова жизнь вообще и в ней всякое бывает. Но мне запомнилась вагонная жизнь только как интересное приключение. Тогда все было нипочем. Я не белоручка, к тяготам относилась спокойно. И это был интересный опыт. А вам, надеюсь , интересно было об этом читать. Всем добра!