1. Capstone достиг высокоэллиптической полярной гало-орбиты в ночь на 14 ноября. Впереди — ещё два небольших манёвра для финальной коррекции орбиты. Впервые Луны достиг кубсат массой 25 кг, поэтому летел он туда по замысловатой траектории, экономя топливо, и не без проблем. Основная задача — провести навигационные и коммуникационные тесты, а также собрать данные о самой орбите перед отправкой туда первых модулей станции Gateway.
2. Евгений Нестеров, ИСС Решетнева: штатную систему «Скиф» на базе серийных аппаратов планируется начать разворачивать в 2025 г. Запуск спутников-демонстраторов «Марафон IoT», следующей группировки проекта «Сфера», — планируется в 2023-2024 гг.
3. 14—18 ноября 2022 г. в ИКИ РАН проходит 20-я международная конференция «Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса (Физические основы, методы и технологии мониторинга окружающей среды, потенциально опасных явлений и объектов)». Доступ к трансляции в разделе «Электронная программа» после регистрации.
4. После запуска 11 ноября ДЗЗ-спутника Yunhai-3 верхняя ступень РН Long March 6A Y2 взорвалась на НОО. Американские средства слежения фиксируют более 50 крупных обломков на высотах 500–700 км. Китайское национальное космическое управление (CNSA) хранит молчание.
5. В Пермском Политехе создали цифровую модель параболической антенны из углепластика. Это поможет улучшить прочностные свойства и срок службы таких антенн для связи с космическими аппаратами.
6. Sitronics Group планирует попутной нагрузкой запустить 12 кубсатов для мониторинга судоходства весной 2023 г. (март—июнь, в зависимости от графика пусков Роскосмоса). Всего до 2025 г. на орбиту планируется вывести 70 КА, — их производит дочерняя компания «СПУТНИКС».
7. Российские учёные разработали технологию производства высокопрочных композитных материалов на основе скомканного графена и наночастиц металла — меди и никеля. Полученные композиты в разы прочнее аналогов. Подобные материалы можно использовать для создания покрытий деталей самолетов и космических аппаратов.
8. На аэрокосмическом салоне в Чжухае инженеры CALT раскрыли подробности недавних суборбитальных стартов Китая. Это были тестовые пуски масштабных моделей туристического ракетоплана с вертикальным взлётом/горизонтальной посадкой. Его коммерческая готовность ожидается через 3-5 лет, на борту 6 посадочных мест, стоимость билета заявлена $150 тыс. У ракетоплана многоразовый керосиновый двигатель YF-115 с тягой 18 т. Взлёт на 100 км и планирование обеспечит невесомость в течение 3-5 мин.
9. Военный автоматический челнок X-37B вернулся после рекордной космической миссии OTV-6 продолжительностью 908 дней (рекорд предыдущей миссии 780 дней). Для этой миссии челнок впервые запустили со служебным модулем. Между тем, его китайский аналог CSSHQ находится на орбите во втором испытательном полёте уже 100 дней.
Напомним, что LM-5B — это тяжёлая ракета, при неконтролируемом сходе с орбиты 30-м основной ступени которой весь мир немного напрягается. Пока их использовали считанное число раз — для выведения модулей орбитальной станции. Но при массовой выведении КА для неё планируют использовать разгонный блок YZ-2 (Yuanzheng). Сама основная ступень таким образом на НОО выходить не будет, отделяясь и сгорая в атмосфере на начальном этапе полёта.