Глобальные вопросы о смысле жизни и цели существования начинают беспокоить нас уже во взрослом осознанном возрасте. Для детей жизнь гораздо проще. Но умение ставить как долгосрочные, так и сиюминутные цели необходимо каждому. Ведь вся наша жизнь – череда достижений, от первого шага до карьерных высот и спортивных достижений. Чтобы обучить ребёнка добиваться своего, не нужно изобретать велосипед – все уже придумано и разработано для Вас. В педагогике это называется целеполагание.
Целеполагание – обширный термин, включающий в себя умение правильно формулировать цели, выстраивать задачи для достижения поставленных целей, а также навык краткосрочного и длительного планирования.
Почему же целеполагание так важно, особенно для школьников? Оно помогает вычислить свои сильные и слабые стороны, ощутить вкус успеха, поверить в свои силы, научиться грамотно реагировать на неудачи, расставить приоритеты, уметь принимать решения и нести за них ответственность, а ещё отличать реальную цель от недостижимой фантазии.
Для детей младшего школьного возраста часто предлагают идею «карты желаний». Полезность модных сейчас идей с составлением подобных досок для взрослых можно оспаривать, но для малышей это работает. Ведь в возрасте 6-12 лет визуальная информация воспринимается лучше текстовой.
Как это работает на практике. Вы просите ребёнка нарисовать в центре листа себя. Затем обсуждаете, чтобы ему хотелось 1) уметь (ограничьте временной промежуток: конец месяца, четверти, года, лета); 2) сделать; 3) получить. Дальше рисуете все эти цели возле ребёнка на листе. Поместите получившееся изображение в доступном для ребенка месте и обращайте на него внимание почаще.
Для подростков этот способ очевидно не по возрасту. Зато можно использовать метод SMART, который в бизнесе используется для управления проектами. В адаптированном виде, конечно.
SMART – аббревиатура, включающая 5 критериев:
S (specific) – кто, что и где делает;
M (measurable) – признаки достижения цели;
А (attainable) – инструменты, необходимые для достижения цели и где их получить;
R (relevant) – степень значимости цели в данный момент;
T (time-bound) – каковы сроки достижения цели.
Применим это к школьнику.
S – сдача ЕГЭ по математике. Исполнитель – сам школьник; готовится дома, в школе, с репетитором.
М – высокий балл по итогам ЕГЭ.
А – необходимы достаточные знания по математике и нарешенность задач; есть пробелы в нескольких темах и слабое понимание специфики вопросов экзамена; темы можно изучить в школе и самостоятельно, решать задачи с репетитором или на специальных платформах.
R – сдача ЕГЭ по математике – залог успешного поступления в выбранный ВУЗ, поэтому сторонними задачами пока можно пренебречь.
Т – дедлайн – май, начало экзамена.
В итоге выставлена конкретная цель, определены способы и ограничено время её достижения.
Давайте выделим основные шаги по достижению целей:
1. Конкретная формулировка
Сравните: «Я хочу накопить на телефон» и «я хочу накопить 170 тыс. на iPhone 13». Второй цели достигнуть проще, ведь исходя из конечной суммы можно определить, сколько нужно откладывать, а также выставить сроки.
2. Пошаговая инструкция
Невозможно достигнуть цели, не разбивая её на отдельные задачи. А для выполнения задач нужны конкретные шаги. Вернёмся к нашему примеру: чтобы за год накопить 170 тыс., в месяц нужно откладывать примерно 14 тыс. За неделю из разных источников удаётся отложить 1 тыс., за месяц 4 тыс. Остаётся 10 тыс., для их получения нужно искать дополнительный доход. Значит, надо найти подработку, которая сможет закрыть данную сумму. Мы уже видим, как одна глобальная цель разбивается на небольшие задачи, которые нужно решить. Главное, правильно определить шаги и не отходить от них.
3. Визуализация
Чтобы отслеживать свои успехи и не терять мотивацию, запишите свои цели, составьте график, календарь, в общем все, что поможет Вам видеть весь путь.
4. Неудачи
Итак, Вы разбили цель на задачи и в конце срока (в нашем примере месяца) видите, что в полном объёме не выполнили план. Не отчаивайтесь, не ругайте себя. Оглянитесь назад, проанализируйте, что помешало справиться, устраняйте преграды и наверстывайте.
5. Корректировка
Не пугайтесь, если объективная реальность врывается в Ваши планы. Вы всегда можете откорректировать задачи, сроки, а то и вовсе сменить конечную цель, если по каким-то причинам она перестала Вас привлекать.
6. Празднуйте
Когда очередная задача решена, собрана половина суммы, изучен блок материала, празднуйте. Отметьте это вкусной едой, дополнительным выходным, незапланированным шоппингом, всем, что делает именно Вас счастливым.
Хочется отметить, что подобные советы и вообще метод целеполагания предполагает помощь со стороны взрослых. Но здесь нужно быть осторожным. Не стоит забывать, что подростки активно стремятся к самостоятельности, поэтому излишняя опека скорее оттолкнет. Лучше просто будьте рядом, помогайте советом, когда его просят, поддерживайте в неудачах и радуйтесь успехам.
Кстати, приёмы целеполагания можно использовать и в группе. Принцип работы тот же. Выбирается общая для всех ребят цель, которую они и достигают. В коллективе проще отслеживать успехи, следить за выполнением задач и преодолевать трудности. Конечно, это не подходит для всех детей, но многие с удовольствием объединятся с единомышленниками.
В заключении хочется ещё раз подчеркнуть важность целеполагания для детей. Уметь достигать цели полезно не только в школе при сдаче экзаменов или чтобы накопить на новый телефон, но и во всей будущей жизни. Карьера, личностный рост, желания и мечты – все это требует тщательного планирования, основы которого оптимальнее всего закладывать ещё в младшем школьном возрасте. Тогда все те пункты, о которых мы говорили выше, не будут вызывать затруднений и со временем превратятся в полезную привычку.