Найти тему
Абзац

Художество и гимнастика: как Бэнкси отметился под Киевом

Автор Михаил Дряшин

Фото: Соцсети
Фото: Соцсети

Британский «художник» создал новую работу в посёлке Бородянка. Работа, как всегда, в стиле стрит-арт. Как всегда, актуальная. Бэнкси в буквальном смысле находится по ту сторону фронта. Может, кому из наших бойцов повезёт его отловить.

Был в московскую (советскую, разумеется) бытность такой как бы художник с творческим псевдонимом Сольми. Икона здешних хиппи. Википедия утверждает, что это действительно его фамилия. Как звать его по-настоящему, никто не знал и, собственно говоря, не интересовался.

Помер он в 55 лет в 2016 году. А в конце девяностых был даже приглашён в МХТ им. Чехова главным художником, откуда, конечно, ушёл после двух месяцев службы. Это вообще характеризует МХТ периода начала его конца. Стоит начать с Сольми – неизбежно докатишься до Бузовой.

Работы Сольми, если вообще считать их работами, вид имели жалкий, исключительно контркультурный – бессмысленные коллажи из разнообразной требухи, приклеенной к холсту. Всё, что так любили люди с блокфлейтами: пёстрое, орнаментальное, не требующее никаких умений, в том числе умения рисовать.

Наличие Сольми на полулегальных выставках середины восьмидесятых хоть и заставляло морщиться профессиональных художников, но привлекало специфическую публику, что если не делало кассу, то вносило немалую лепту в тонкий денежный ручеёк.

Уверен, что ни один из западных коллекционеров так называемого русского авангарда ничего из работ Сольми не приобрёл. Даже «Чёрный квадрат» Малевича казался мне меньшим шарлатанством (простите, если кому-то сейчас плюнул в душу). Впрочем, Сольми, похоже, портил холсты с чистым сердцем, искренне веруя в свои таланты.

Жизнь неформала долгой не бывает по чисто химическим причинам. Да и не в той стране Сольми родился, а то вполне мог бы стать Бэнкси. Разницы решительно никакой. Художественная ценность – нулевая. Главное – громкая раскрутка с гражданственно-социальным присвистом. И секретики всякие. И инкогнито. И всё, и Бэнкси.

Меж тем в Бородянке на стене разрушенной в весенних боях девятиэтажки возникло чёрно-белое изображение гимнастки, делающей стойку на руках. Вероятно, должно было что-то символизировать.

Разумеется, самого волшебника Бэнкси и в этот раз никто не увидел. Ни погранцы в украинском аэропорту, ни бравый дозор ВСУ непосредственно на позициях, который сморило странным психоделическим сном.

И он, как Бэтмен, летящий на крыльях ночи, как отец Гамлета, как святой Йорген, оставил нетленное своё произведение. И улетучился, даже не испортив воздух.

Вот как надо было работать Сольми в своё время, а не торчать. Глядишь, стал бы символом эпохи. Как минимум – правой рукой Богомолова. Не умеем мы, сиволапые, встраиваться в культурную повестку.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.