Куда движется российская авиация?. Объединенная двигателестроительная корпорация получит 44 млрд бюджетных рублей под программу импортозамещения (и просто разработки) российских авиационных двигателей. Об этом сообщается в официальном Telegram-канале правительства России. По плану, за 2 года необходимо выпустить около 50 полностью отечественных двигателей ПД-8 для «Суперджетов», 14 двигателей ПД-14 для МС-21 и около 20 ПС-90А для Ту-214. С первыми все понятно, речь идет о ремоторизации уже эксплуатирующихся бортов. С Ту-214 история, вероятно, схожая: ни одна авиакомпания в здравом уме не выберет откровенно устаревший борт при наличии китайской альтернативы. А вот с ПД-14 ситуация несколько сложнее. В апреле Объединенная авиастроительная корпорация озвучила планы производства порядка 36 МС-21 к 2025 году. В сентябре огласили цель до 2030 года – порядка 270 бортов за 8 лет. Однако получается, что к концу 2024 года будет произведено 14 двигателей, а это 7 бортов. Вероятно, речь идет о развертывании крупносерийного производства к 2025 году, иначе все наполеоновские планы ОАК резко теряют смысл. Тем более, учитывая, что 40 серийных МС-21 в год компания обещала еще в 2020-м.
Планы – это прекрасно. Однако то, что Россия судорожно решает эту проблему в 2022 году, а не в 2018, – это повод для очень серьезных вопросов ко всем причастным. Китайская программа С919 также не уложилась в сроки, но если через пару лет российским авиакомпаниям придется выбирать между «китайцами прямо сейчас» и отечественными бортами в конце второй половины 2020-х, выбор будет очевидным. Выделение такого бюджета – уже хорошо. Если сроки сильно не сдвинутся, а SSJ с российскими двигателями полетит (по МС-21 вопросов уже нет), будет совсем хорошо. В любом случае цыплят по осени считают. Когда программа импортозамещения в российской авиации выйдет на ожидаемую мощность, тогда и придет время радоваться. Пока это лишь очень амбициозные планы, пусть и подкрепленные реальными полетами.