Во время турбулентности сложно представить, что будет завтра, не говоря уже о перспективе в 5–10 лет или больше. Но формировать видение будущего нужно, это способ выработать эффективную стратегию развития для компании, отрасли экономики или целой страны. Рассказываем, как в этом помогают методы форсайта.
Как устроен форсайт
Форсайт (от англ. foresight — предвидение) — одна из социальных технологий групповой работы с будущим и одновременно формат коммуникации. Он позволяет участникам сделать свои предположения по поводу образа будущего, определить желаемые для всех варианты сценариев развития и понять, как действовать, чтобы выбранное будущее наступило.
- Желаемое будущее можно (и нужно) создавать
В основе форсайта лежит уверенность, что будущее вариативно. Оно зависит от решений, которые принимают уже сегодня, и целенаправленных действий участников. Поэтому акцент в форсайте делают не на прогнозировании будущего, а на его проектировании, эксперты пытаются ответить на вопрос: какие совместные усилия нужно приложить уже сейчас, чтобы прийти к желаемому образу будущего?
- Форсайт — дело стейкхолдеров
Реализовать такой подход можно только при коллективном взгляде на будущее с разных сторон. Поэтому форсайт часто сравнивают со сборкой пазла. Каждый участник, опираясь на свои компетенции и экспертизу, способен приоткрыть лишь несколько элементов картины будущего. Но если сложить детали вместе, можно получить мощный синергетический эффект.
Для этого в форсайте должны участвовать не просто эксперты из определенной отрасли, но ее непосредственные стейкхолдеры (от англ. stakeholder — заинтересованная сторона). Например, для автомобильной индустрии это могут быть производители, дилеры, сервисные центры, автошколы, каршеринговые сервисы, регуляторы и пр. Все они заинтересованы в будущем своего рынка, имеют ресурсы и инструменты, чтобы влиять на развитие исследуемой отрасли.
- Отправные точки — аналитика и тренды
Среди других технологий форсайта в России распространен быстрый форсайт. Его используют в образовательных, государственных и бизнес-проектах, для стратегического планирования работы крупных корпораций. Преимущество методики — возможность получить высокоточные результаты в рамках короткой форсайт-сессии. Насколько короткой — зависит от опыта общей деятельности у участников. Если он есть, сессия пройдет быстрее, если нет, сначала потребуется какое-то время для знакомства и выполнения первых совместных заданий.
Подход основан на анализе текущих трендов и составлении карты их дальнейшего развития в трех горизонтах: ближнем (5 лет), среднем (10 лет) и дальнем (20 лет). Однако долгосрочность планирования может меняться. В ситуации резкой турбулентности тренды развиваются быстрее, и быстрый форсайт это учитывает: если нужно действовать оперативно, эксперты могут анализировать актуальные тренды в перспективе нескольких месяцев или даже недель.
Следующий шаг — прогнозирование последствий, к которым приведет тот или иной тренд, выбор желаемого образа будущего и моделирование возможных действий стейкхолдеров для его достижения.
Что дает форсайт
Главная ценность форсайта для бизнеса в том, что компания не просто формулирует определенное видение своего будущего, но и понимает, как его создать. Благодаря этому топ-менеджмент быстрее принимает стратегические решения и может оперативно действовать, получая конкурентные преимущества. Исследование датских и немецких ученых доказало, что использование прогностических инструментов повышает рыночную капитализацию компаний на 200% по сравнению со средними значениями в отрасли, а рентабельность бизнеса увеличивается на треть.
Пример из практики. Росреестр регулярно проводит форсайт-сессии, формируя сценарии развития рынка жилой недвижимости, или же проводит сессии, посвященные государственной кадастровой оценке.
Кроме того, в ходе коллективных форсайт-сессий рождается множество инсайтов для будущих проектов и инновационных бизнес-моделей.
Пример из практики. Участники форсайт-сессии, организованной для фонда «Друзья» в 2016 году, выяснили, что многие люди интересуются благотворительностью, но не всегда готовы помогать некоммерческим организациям деньгами. Так появилась аутсорсинговая платформа интеллектуального волонтерства ProCharity, где каждый может предложить благотворительным фондам свои профессиональные навыки.
Помимо прикладной пользы, форсайт несет в себе общие этические ценности, формирующие ответственное отношение к будущему, это заложено в самом принципе методологии. Участники сессий не ограничиваются только текущими задачами, а учитывают проблемы и потребности следующих поколений.
Опыт ЭТП ГПБ
ЭТП ГПБ использует методы форсайта в работе бизнес-клуба «Новые горизонты». Последняя его встреча прошла на Петербургском международном газовом форуме. В ней приняли участие представители Газпромбанка, «Газэнергосервиса», DoorHan, «НИИгазэкономики», Магнитогорского металлургического комбината и других организаций, эксперты «Росгеологии» и Российского федерального геологического фонда.
Форсайт-сессию «Арктика: лед тронулся» посвятили развитию стратегически важной арктической зоны, где находится значительная часть общероссийских и общемировых запасов коренных алмазов, газа, хрома, марганца, нефти, платиновых металлов и золота. Интерес бизнеса к Арктике огромен: на ЭТП ГПБ с 2016 года были проведены частные торги, относящиеся к деятельности в этом регионе, на сумму в 740,2 млрд рублей. «Цифра инвестиций за 7 лет сопоставима с госбюджетом. Это говорит о том, что технологическая и человеческая экспансия в Арктику нарастает», — подчеркивает директор ЭТП ГПБ Михаил Константинов. Вкладывается в развитие региона и государство: только в прошлом году на инвестиционные проекты в Арктической зоне было выделено более 214 млрд рублей субсидий.
На первом этапе форсайт-сессии эксперты объединились в три рабочие группы и проанализировали тренды, определяющих будущее Арктики, по трем направлениям:
- Экономика.
- Технологии.
- Экология и социокультура.
«С учетом этого удалось сформировать понимание основных рисков и потенциальных возможностей. Это, безусловно, позволит участникам форсайт-сессии принимать более эффективные решения в будущем — как стратегические, так и тактические», — оценил итоги этой работы Егор Сусин, управляющий директор департамента частного банкинга Газпромбанка.
На втором этапе работы на основе выявленных трендов участники сформулировали возможности и угрозы для стейкхолдеров.
На третьем этапе эксперты сформировали образ будущего российского бизнеса в Арктике.
Завершилась форсайт-сессия домашним заданием для участников. Им предстоит подумать, какие конкретные действия и в каких проектах они могут предпринять, чтобы повлиять на будущее Арктического региона.
«Организованная бизнес-клубом “Новые горизонты” форсайт-сессия “Арктика — лед тронулся” в полной мере оправдала ожидания. Представители крупнейших организаций из разных секторов экономики в дружественной конструктивной среде обсудили актуальные вопросы развития в условиях турбулентной экономической ситуации в мире, основные тенденции и формирующиеся тренды», — прокомментировал итоги встречи Егор Сусин.
«Очевидно, что темпы реализации любых (ресурсных, экологических, военно-политических, технологических) проектов в Арктической зоне будут только наращиваться, — подчеркнул Евгений Князев, вице-президент холдинга “Росгеология”. — Форсайт-сессия, организованная ЭТП ГПБ, позволила ее участникам, менеджерам крупнейших компаний, представить будущий образ Арктики с точки зрения развития технологий, возникновения специальных возможностей для российского бизнеса и огромного интереса зарубежных партнеров. Полагаю, что проведение встреч в данном формате является результативным и эффективным инструментом формирования прогнозов развития».