Найти тему

"Товарищи, команда больше не подчиняется, они попытаются нас убить". Самые известные корабельные бунты, которые вошли в историю

В апреле 1897 года моряки, патрулируя свою бразильскую акваторию, обнаружили на поверхности воды бутылку с посланием. В нем некий помощник капитана практически умолял помочь им, ведь их судно под названием "морской герой" было захвачено бандитами мятежниками. Бразильцы недолго думая, уже хотели броситься на помощь, однако как оказалось эта бутылка была лишь одно из великого множества подобных, выброшенных в море более 30 лет назад. А выбросил их писатель Джон Пермингтон, для привлечения внимания к своему одноименному роману - "морской герой". Однако так быстро и без жертв заканчивались далеко не все морские захваты и мятежи.

Источник фото

В качестве примера можно привести небезызвестного Уильяма Блайя, капитана боевого суда с многообещающим названием Баунти(да та самая известная шоколадка которую многие любят, названа именно в честь этого корабля). После корабельного бунта, он остался с несколькими своими матросами на небольшой лодке, посреди целого океана. На протяжении шести месяцев он с командой дрейфовал по воде, ежедневно борясь за свою жизнь. История закончилась на положительной ноте, капитан выжил, а его подвиг даже решились повторить наши современники. Создав проект мятеж, который по сей день можно увидеть по телевизору.

Мятеж на корабле Баунти - не райское наслаждение)

Задача вышеупомянутого военного корабля "Баунти", во главе с Уильямом Блайем, была мирная и крайне простая. Доставить до ямайских плантаций саженцы экзотических деревьев, обеспечив тем самым местное население дешёвой пищей. Если быть точным, то он отправился за "хлебным деревом". Хлебное дерево - это большое фруктовое дерево, а хлебным его прозвали за питательность, это как у нас - "хлеб всему голова", так же и в Гвинее. Судно Уильяма отправилось в путь из таити зимой 1787 года, в это же время начался сезон ураганов, поэтому капитан решив не рисковать выбрал более протяженный, но безопасный путь.

Корабля Баунти - райское наслаждение!
Корабля Баунти - райское наслаждение!

Источник фото

Примерно через год плавания цель была достигнута и корабль прибыл невредимым, однако за этот год матросы так возненавидели своего командира, из-за его деспотического характера, что затащить их обратно капитан смог только угрозами. Недоволен остался и помощник капитана по имени Флетчер Кристиан, поэтому он и стал руководителем восстания на корабле. Из 47 матросов его поддержали 29, а капитана с его самыми преданными людьми высадили на тесном баркасе посреди тихого океана. Флетчер же стал новым капитаном, и с поддержкой оставшихся моряков развернул Баунти обратно на райский остров. Там они решили остаться и наслаждаться жизнью. Уильям смог добраться со своей командой до дома, опираясь при этом лишь на свой опыт и память, повезло, ведь Уильям обладал невероятной памятью. В итоге моряки побывали на нескольких райских островах. Из-за ругани, драк и споров из-за женщин с местными туземцами они поубивали друг друга, а последний выживший мятежник прожил еще 18 лет на острове с несколькими женами и десятком детей.

Уильям Блай Капитан Баунти
Уильям Блай Капитан Баунти

Источник фото

Бунт на корабле Советского Союза

Еще один случай морского бунта и по совместительству случай подвига, произошел во времена Советского Союза. Корабль "сторожевой", во главе с капитаном Анатолием Потульным должен был встать на корабельные доки для ремонта. Однако у замполита Валерия Саблина, присутствовавшего на том судне были иные планы. Он хотел добраться до Кронштадта - город на северо-западе России, чтобы произнести на телевидении свою антиреволюционную речь.

Саблин Валерий Михайлович
Саблин Валерий Михайлович

Источник фото

Самого капитана с остальными несогласными, Саблин запер в рубке и начал свой морской путь. В этот момент офицер Фирсов, добравшись до подлодки на которой была установлена радиостанция, сообщил о намерениях замполита Саблина. За "сторожевым" тут же выдвинулись несколько кораблей и самолетов. Узнав это Саблин понял, что по-тихому уже не получится и он решил отправиться в Швецию. Во время всей этой суеты Патульный вместе со своими единомышленниками смог перехватить управление судном развернув его за 70 километров вблизи границы Швеции. По итогам экипаж был расформирован, а замполита приговорили к расстрелу.

Сторожевой
Сторожевой

Источник фото

Бунт на корабле Фернана Магеллана

Как и в остальных историях про бунты на кораблях, история про Фернана Магеллана начиналось абсолютно мирно и ничего не предвещало беды. Это путешествие считается величайшим морским открытием, по сути это был рейс по короткому пути за пряностями, которые так полюбились Испанцам. Магеллан был не только капитаном своего корабля, но возглавил флотилию из четырех других кораблей, не считая своего. Другие капитаны относились к Магеллану неодобрительно, ведь им даже не сообщили куда и для чего они отправились с ним в плавание.

бунт на корабле Магеллана
бунт на корабле Магеллана

Источник фото

Порой капитаны проявляли открытое презрение к Фернану, за что во время рейса, даже был разжалован капитан одного из кораблей флотилии. Это крайне разозлило других участников плавания, градус напряжения стремительно возрос. Точкой кипения стало - значительное уменьшение выдаваемого морякам пайка. Магеллан сам ел столько же сколько и другие моряки. Во время зимовки сначала ярые негодования выражали матросы, затем к ним присоединились офицеры и организовали полноценное восстания, захватив три из пяти кораблей флотилии. Под утро после мятежа корабль "виктория" опасаясь трибунала сдался, причины опасаться у них были. По итогу один капитан был казнен и еще двое человек были высажены на сушу. Высажены были офицер убивший матроса при бунте, и священник, который поддержал бунт. Священника Магеллан не решился казнить, поэтому он их оставил на острове. Судьба этих двоих далее неизвестна.

гибель Магеллана
гибель Магеллана

Источник фото

Восстание рабов на корабле "дружба"

"Свобода наша по праву" - этой фразой сопровождалось одно из самых известных исторических корабельных восстаний. Произошло это в разгар лета 1839 года на корабле "дружба". Хоть на то время уже и был запрещен вывоз рабов с африканского континента, это не смутило двух предприимчивых работорговцев, Руиса и Мантесса попытаться доставить и продать африканцев сша. Невольники знали, что их дело правое, поэтому попытка бунта была лишь делом подходящего момента. Момент был подобран, а попытка увенчалась успехом. Мятежники захватили контроль над судном и приказали доставить их обратно. Штурман согласился, однако понимал, что в Африке за такое преступление ему вряд ли скажу спасибо. Он просто сделал большую петлю и продолжил движение к Америке. Африканцы благополучно доплыли до места назначения, но не сразу поняли, что оказались они далеко не дома. В США на то время работорговля была полностью законна, однако дело закончилось совершенно неожиданно. Несмотря на организованный со стороны африканцев кровавый мятеж, их мало того, что полностью оправдали, так еще и отпустили на волю, предоставив всем желающим билеты на корабль до их родины. Это был один из первых подобных случаев, ставший предпосылкой скорой отмене рабства в США.

Бунт негров
Бунт негров

Источник фото

Восстание на броненосце "Потёмкин"

Следующее восстание является самым молодым, но в тоже время самым известным из данного списка. Корабль на котором проходило это восстание, знает практически каждый представитель взрослого поколения. Назывался он броненосец "потемкин", связи с этими событиями даже снял фильм с одноименным названием, ставшим национальным достоянием русского кинематографа 20 века. Действие произошли летом 1905 года, а точкой срыва стало несвежее мясо, на фоне и так революционных настроений по всей царской России. Точно неизвестно действительно ли причиной стало несвежее мясо. При такой нервной обстановке после поражения России, казалось бы беспроигрышной русско-японской войне, мятеж могла вызвать любая оплошность со стороны командования, что и произошло. Бунтари лишили жизни большинства офицеров броненосца и захватили управление, направив судно в Одесский порт, где продолжили наводить беспорядки. После многочисленных погромов и поджогов на улицах Одессы, мятежники решили скрыться в Румынии, попутно поделив все ценное, что осталось на корабле. По итогу "потемкина" вернули на родину, а тех кого удалось поймать, казнили или сослали в сибирь. Но это была лишь небольшая часть от всех виновных. Один из сбежавших матросов по имени Иван Бешов даже сумел добраться до Ирландии, где полностью обосновался и открыл сеть закусочных существующих по сей день. Сам моряк при этом смог прожить долгую и довольно счастливую жизнь, он умер в возрасте 104 лет, оставив после себя потомство из шести детей и нескольких внуков. Помимо всего, некоторые элементы "потемкина" можно встретить в качестве музейных экспонатов в крупнейших исторических музеях. Само судно было демонтировано 1925 году.

Восстание на броненосце Потёмкин
Восстание на броненосце Потёмкин

Источник фото

>Друзья, какие ещё известные бунты вы знаете? Пишите свои мысли в комментарии.

Так же есть интересная статья о Русских абордажных командах, её вы можете прочитать на канале

Друзья, я буду очень признателен, если вы просто поставите лайк напишите комментарий и подпишитесь на канал.