В связи с тем, что отсутствует единое мнение относительно того, что представляет из себя социальное предпринимательство, то, следовательно, критерии и признаки организаций, позволяющие сделать вывод об их отнесении к социальным предприятиям, а их деятельности – к социальному предпринимательству, не являются унифицированными и свойственными всем названным организациям, а скорее представляют свойства идеальной, гипотетической модели субъекта социального предпринимательства.
Другими словами, выделяемые признаки социальных предприятий будут лишь инструментом для наиболее глубокого анализа объекта исследования и построения механизма правового регулирования деятельности субъектов социального предпринимательства в Российской Федерации.
При анализе признаков социальных предприятий, их деятельности научной опорой выступает масштабный исследовательский проект Emerges des Enterprise Sociales en Europe (EMES)[1], который проводился в период с 1996 по 2000 гг., был посвящен исследованию европейских социальных предприятий и заложил основы современного теоретического и эмпирического изучения социальных предприятий с точки зрения экономических, социальных, политических и правовых дисциплин.
Так как социальное предприятие представляет собой комбинацию коммерческих и некоммерческих элементов, то и признаки их функционирования можно подразделить соответственно на следующие группы: экономико-правовые, социально-правовые, а также отдельно – политико-правовые, или управленческие.
Постоянная или продолжительная деятельность, связанная с производством товаров, оказанием услуг и выполнением работ отличает социальное предприятие от традиционной некоммерческой (благотворительной) организации, для которой хоть и может быть характерна оказание консалтинговых или юридических услуг (правовая защита), перераспределение грантов (некоммерческое администрирование), однако социальное предприятие на постоянной основе вовлечено в производство продукции, предоставление услуг населению, поэтому именно хозяйственная деятельность представляет главный признак социальных предприятий, способ их существования[2].
Представляется важным, дополнительно выделить в качестве субпризнака - продолжительный, постоянный, непрерывный и систематический характер осуществления хозяйственной деятельности.
Однако указанный признак также вызывает множество споров по отношению природе осуществляемой хозяйственной деятельности. Когда речь идет о социальных предприятий в Европе, то производство товаров и оказание услуг самим своим фактом являются способом достижения социальной миссии организации[3], то есть сущность хозяйственной деятельности близко связана с общеполезными целями организации: вовлечение в процесс производства продукции низкоквалифицированных людей, если цель социального предприятия - создание рабочих мест для указанной социальной группы, в случае если цель деятельности - развитие социальных услуг в определенном секторе, то хозяйственная деятельность представляет собой распространением, оказанием социальных услуг.
В свою очередь, хозяйственная деятельность может считаться источником дохода, а природа осуществляемой деятельности не будет иметь значения. Так, социальное предприятие может заниматься предпринимательской деятельностью, которая связана с некоммерческими целями тем, что составляет финансовую основу для их достижения[4].
Следующим признаком социальных предприятий выступает высокий уровень предпринимательского риска их деятельности[5]. Так, учреждая социальное предприятие, учредитель вкладывает собственные либо привлеченные денежные средства или иное имущество в деятельность организации. Вместе с тем, неэффективная хозяйственная деятельность может привести к банкротству организации.
Таким образом, в отличие от государственных организаций, обладающих устойчивым финансовым положением, деятельность социальных предприятий поставлена в зависимости как от усилий, так и решений учредителя, участников, работников, волонтеров.
Важно отметить, что фактор предпринимательского риска не обязательно должен быть связан с поддержанием экономической стабильности организации с помощью приносящей прибыль деятельности, но с риском частной инициативы учреждения организации[6].
В качестве признака также выделяют направленность на минимизацию оплачиваемого труда, что проявляется в присущей большинству некоммерческих организаций способности совмещать финансовые и нефинансовые ресурсы, то есть использование труда как работников, так и волонтеров[7]. То есть в деятельности социального предприятия важным элементом является привлечение волонтеров и уменьшение сильного превалирования работников в общем числе трудовых ресурсов организации.
Вместе с тем, важно применительно к названному признаку учитывать состояние и уровень развития волонтерского движения и желания граждан участвовать в волонтерских проектах, что влияет на релевантность применимости указанного признака по отношению к тому или иному государству.
Согласно ежегодному исследованию мировой частной благотворительности Британского благотворительного фонда CAF на 2018 г. Россия занимает 110 место в общем рейтинге благотворительности. Доля людей, занимающихся волонтерством, составила 11% от общего числа опрошенных. Для сравнения, у лидера рейтинга Индонезии – показатели в размере 53 %, у Австралии и Новой Зеландии – 40 %.[8] Таким образом, применительно к Российской Федерации признак привлечения волонтеров к деятельности может быть принят в качестве намерения, стремления организации к использованию волонтерской помощи.
Первым и преимущественно важным из признаков, отражающих социальную составляющую социальных предприятий является исключительно некоммерческая цель деятельности социального предприятия, закрепленная в учредительных документах. Принципиальность указанного положения заключается в том, что законодательный смысл существования социальных предприятий выражается в решении социальных проблем, служению общественным интересам[9].
Вместе с тем, закрепление и провозглашение некоммерческих целей деятельности организации снижает возможность злоупотребления статусом социального предприятия, исключает угрозу нарушения прав третьих лиц и позволяет осуществить контроль за соответствием деятельности социального предприятия некоммерческим целям.
Следующим признаком некоторые исследователи социального предпринимательства признают наличие общественной инициативы группы граждан по учреждению социального предприятия[10]. Тем самым, социальное предприятие в этом качестве выступает как результат общественного сплочения людей, принадлежащих к определенным социальным группам или местному сообществу. Другими словами, социальное предприятие является отражением общественного интереса, через который определяется и прослеживается цель его деятельности.
Таким образом, деятельность субъекта социального предпринимательства должна соответствовать общественным интересам, которые могут представлять собой поддержку конкретной социальной группы.
В заключение социальной группы признаков обратим внимание на обязательность ограничения распределения прибыли. Проблема появления соответствующего критерия вызвана тем, что в законодательстве таких стран, как Великобритания, Германия нет особых организационно-правовых форм для благотворительных организаций, поэтому некоммерческие организации создаются в соответствии с общими правилами, установленными законодательством о корпорациях, в рамках набора существующих организационно-правовых форм, а благотворительный характер организации придают уставные цели ее деятельности[11]. Однако применительно к законодательству Российской Федерации вопрос ограничения распределения прибыли между участниками может быть распространен только в случае отнесения социальных предприятий к коммерческим организациям.
Вместе с тем, установление ограниченного распределения прибыли разрешает проблему баланса осуществления хозяйственной деятельности и провозглашения некоммерческих целей деятельности, что предопределяет отнесение социальных предприятий к гибридным (смешанного типа) либо некоммерческим организациям.
В свою очередь, стоит обратить внимание на возможность распределения прибыли между участниками организации в ограниченном размере. Указанный признак представлен в организации деятельности социальных кооперативов некоторых европейских стран, распределение прибыли в которых связано с поощрением участников-работников, что отражает общественный характер деятельности кооперативов, поощрение общественной инициативы работников, особенно значимо распределение прибыли в кооперативах трудовой интеграции, работники которых относятся к социально незащищенным или неблагополучным группам населения. Таким образом, удается осуществить цель деятельности приведенного выше социального кооператива, выраженного в повышении трудовой реабилитации и интеграции определенных слоев населения.
Третья группа признаков связана с управленческой составляющей социальных предприятий.
Прежде всего, признак высокой степени независимости, автономности социального предприятия, выраженный в том, что субъект социального предпринимательства должен представлять объединение людей на основе общественной задачи, действиями которого определяется ее решение[12].
Вместе с тем, социальное предприятие может зависеть от государственной поддержки, но эта зависимость не должна приводить к влиянию на принятие решений исполнительным органом социального предприятия, то есть потере управленческого контроля над организацией.
Кроме этого, инициатива начала деятельности социального предприятия имеет частный характер, следовательно, право на прекращение или продолжение деятельности может реализовываться исключительно волей высшего органа социального предприятия.
Следующий признак – демократическое (общественное) управление, который представляет, в частности, реализацию принципа деятельности бельгийских социальных предприятий «один участник, один голос»[13]. Другими словами, право принятия решений не должно быть основано на взносах в уставной капитал (имущество) организации. Процесс принятия решений в социальном предприятии не должен приводить к появлению управляющего органа, обладающим исключительными полномочиями, членство в котором распределено в соответствии со стоимость имущественных взносов в уставной капитал (собственное имущество) социального предприятия.
Последний признак опирается на общественную природу участия в социальном предприятии, которое включает взаимодействие различных социальных групп (сторон), с которыми связана деятельность организации, в процесс принятия решений[14].
Так, целесообразно формирование руководящих органов социального предприятия путем избрания в них как потребителей его услуг или представителей социально незащищенных групп, благодаря чему удается не только выстроить взаимодействие непосредственно заинтересованных сторон, но и реализовать одну из целей деятельности социального предприятия – продвижение демократических ценностей в рамках местных сообществ, развитие которых влияет как на благополучие социальных групп, проживающих на одной территории, так и на развитие гражданского общества и правосознания.
Анализ экономических, социальных и управленческих групп признаков деятельности социального предприятия является основой как для конструирования новых правовых моделей организаций – субъектов социального предпринимательства, так и для преобразования уже существующих организационно-правовых форм, статусов и видов юридических лиц.
В качестве вывода можно заметить, что к предпринимательским признакам субъектов социального предпринимательства относятся: непрерывная предпринимательская деятельность по производству (оказанию) общественно полезных товаров и (или) услуг; высокая степень самостоятельности и независимости от органов государственной власти; рисковый и инициативный характер общественно полезной деятельности. К некоммерческим признакам относятся: решение социальных проблем (общественная полезность) как основная цель деятельности; демократический процесс принятия решений и контроля над членами; использование волонтерского труда, ограничение распределения прибыли или имущества в общественных интересах.
Сформулированные и раскрытые признаки социального предприятия выступают основой для создания надлежащей российской правовой формы (модели) организации, имеющей гибридный характер (построенной на смешанных ценностях) и включающей элементы не только коммерческих и некоммерческих, но и общественных организаций с учетом традиций корпоративного регулирования в Российской Федерации.
[1] Defourny, J., Nyssens, M. Conception of Social Enterprise in Europe: A Comparative Perspective with the United States [Электронный ресурс] – Social Enterprises. An Organizational Perspective. Palgrave Macmillan. p.4 – Режим доступа. – URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.1004.2749&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 19.05.2019)
[2]Defourny, J., Nyssens, M. Conception of Social Enterprise in Europe: A Comparative Perspective with the United States [Электронный ресурс] – Social Enterprises. An Organizational Perspective. Palgrave Macmillan. p. 6 – Режим доступа. – URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.1004.2749&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 19.05.2019)
[3]Legal Framework for Social Economy and Social Enterprise: A Comparative Report [Электронный ресурс] – European Center for Not-for-Profit Law. September 2012. P.4 – Режим доступа. – URL: http://ecnl.org/dindocuments/442_ECNL%20UNDP%20Social%20Economy%20Report.pdf (дата обращения: 15.05.2019)
[4] Defourny, J., Nyssens, M. Conception of Social Enterprise in Europe: A Comparative Perspective with the United States [Электронный ресурс] – Social Enterprises. An Organizational Perspective. Palgrave Macmillan. p. 7 – Режим доступа. – URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.1004.2749&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 19.05.2019)
[5] Калиниченко Д.В. Правовое положение субъектов социального предпринимательства в Российской Федерации и зарубежных странах: дис.... кандидата юридических наук: 12.00.03/ Калиниченко Дмитрий Валентинович; Сарат. гос. юрид. академия. – Саратов, 2019. – C.46
[6] Там же. С.52
[7] Defourny, J., Nyssens, M. Conception of Social Enterprise in Europe: A Comparative Perspective with the United States [Электронный ресурс] – Social Enterprises. An Organizational Perspective. Palgrave Macmillan. p. 8 – Режим доступа. – URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.1004.2749&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 19.05.2019)
[8]CAF World Giving Index 2018: A global view of giving trends [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.cafonline.org/docs/default-source/about-us-publications/caf_wgi2018_report_webnopw_2379a_261018.pdf (дата обращения: 19.05.2019)
[9] Калиниченко Д.В. Правовое положение субъектов социального предпринимательства в Российской Федерации и зарубежных странах: дис.... кандидата юридических наук: 12.00.03/ Калиниченко Дмитрий Валентинович; Сарат. гос. юрид. академия. – Саратов, 2019. – C.47
[10] Defourny, J., Nyssens, M. Conception of Social Enterprise in Europe: A Comparative Perspective with the United States [Электронный ресурс] – Social Enterprises. An Organizational Perspective. Palgrave Macmillan. p. 7 – Режим доступа. – URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.1004.2749&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 19.05.2019)
[11] Лучшие иностранные юридические практики для совершенствования законодательства о российских некоммерческих организациях. М.: 2011. – С 8.
[12] Калиниченко Д.В. Правовое положение субъектов социального предпринимательства в Российской Федерации и зарубежных странах: дис.... кандидата юридических наук: 12.00.03/ Калиниченко Дмитрий Валентинович; Сарат. гос. юрид. академия. – Саратов, 2019. – C.48
[13] Defourny, J., Nyssens, M. Conception of Social Enterprise in Europe: A Comparative Perspective with the United States [Электронный ресурс] – Social Enterprises. An Organizational Perspective. Palgrave Macmillan. p. 7 – Режим доступа. – URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.1004.2749&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 19.05.2019)
[14] Калиниченко Д.В. Правовое положение субъектов социального предпринимательства в Российской Федерации и зарубежных странах: дис.... кандидата юридических наук: 12.00.03/ Калиниченко Дмитрий Валентинович; Сарат. гос. юрид. академия. – Саратов, 2019. – C.46