Найти тему
Объятия Отча

Исполнение внешнее и внутреннее

Оглавление

Недавняя статья "Можно ли ходить по храму во время пения Херувимской" вызвала большой отклик у подписчиков. Комментарии привели меня в немалое удивление. Например, одна подписчица хвалилась тем, что выстояла на ногах по приказу соседки всю службу после химиотерапии, хоть ей было очень плохо. Не знаю, к чему это привело, кроме гордости, которую она щедро продемонстрировала, дерзко отвечая в комментариях, уча с горячностью без всякого на то благословения... По этому хотя бы примеру можно судить, к чему приводят подобные неразумные телесные подвиги. Очень грустно, что многие делают сейчас акцент именно на внешнем исполнении. Не то же ли самое делали когда - то фарисеи и законноучители?! К чему это привело, мы знаем, к гордыне и убийству Сына Божьего. Христа, которого они должны были принять первыми, поскольку Писание , которое они знали наизусть, говорило о приходе Мессии, они жестоко распяли. Почему же такое произошло?

Фарисей жил, жив и будет жить?

Все мы знаем притчу о мытаре и фарисее. Последний говорил :" я не таков как все, как этот мытарь, например, пощусь два раза в неделю, даю десятину" (Лк, 18,10-14).

Внешне он чист, и придраться не к чему. Почему же мытарь был оправдан меньше его? Потому что считал себя грешнее всех. Боялся поднять взор на небо. Какое там довольство собой может быть, когда столько грехов?! А фарисей не видел своих грехов и довольствовался лишь внешним исполнением закона.

Протоиерей Андрей Ткачев говорил :" фарисей - тот, кто главное считает второстепенным, а неважное - главным!"

Что важнее, выстоять всю службу на ногах или познать свое окаянство?! Хорошо, если первое порождает второе, но чаще бывает, что оно порождает лишь гордость. "Я исполнил внешнее, отстоял службу, выдержал весь пост" и все?

Если тебе плохо, присядь на лавочку или попей водички (если не будешь причащаться). Зачем демонстративно падать в обморок, показывая всем свое геройство? Оно нужно Богу?

Нужны ли Богу наши выстаивания на службе или молитве? Нет, это все нужно нам, Бог самодостаточен. Ему интересно лишь наше покаяние.

Как святой говорил :" Господь сказал : сыне, даждь Мне сердце твое, а не ноги!"

От излишних телесных подвигов рождается гордость, которая приводит к опасному состоянию - духовной прелести. Оно обязательно приведёт человека к психическому заболеванию и даже к самоубийству.

Святые - о духовной прелести

Почему же святые стояли часами напролёт на молитве? Преподобный Серафим - на камне тысячу дней и ночей стоял. Не ели, не пили, не спали. Наверняка не для того, чтобы потом похвалиться перед всеми своими подвигами! Их горящее сердце понуждало к тому! Кто из нас имеет чистоту, зрящую Бога?

Святой Игнатий Брянчанинов так рисует портрет впадшего в перелесть :" то ли дело прельщенный самомнением, не спит, не ест, часами стоит на молитве, учит всех с наглою дерзостию, с разгорячением крови, сразу видно -" святой "!"

Далее в своей книге он рассказывает об одном монахе, который впал в прелесть. Он всегда чувствовал жар, ему не нужна была одежда, он не ел и не спал, стоял на молитве, испытывая при этом возбуждение, восторг. Говорил о молитве горячо, возбужденно. Видел видения, ему являлись "ангелы и святые", на самом деле - бесы.

Святой Игнатий Брянчанинов посоветовал ему не селиться на верхних этажах в гостинице, и точно. Через некоторое время он выбросился из окна и погиб. Бесы, сначала дающие восторг, потом вводят таких людей в страшную тоску и заставляют покончить собой.

Но не только этим отличаются прельщенные. Они могут не видеть особые видения, не представлять образы, не слышать голоса от икон, а просто быть уверенными, что они спасаются или спаслись уже.

Прелесть, по словам св. Игнатия Брянчанинова, это - ложная мысль, вселяемая диаволом. Все мы- прельщенные, говорит он, и только покаяние, осознание своих грехов помогает нам вырваться из этой западни.

Ну а кто не видит своих грехов, гордится телесными подвигами, увлекается ими и надеется спастись таким образом, увы, навсегда остаётся в прелести.

Ещё одна черта прельщенных. Преподобный Амвросий Оптинский говорил :" таким людям очень трудно, почти невозможно попросить прощения у другого человека, они скорее умрут, чем скажут :" простите! ", будут до конца считать себя правыми".

Давайте пока не поздно, перестаем гордиться внешними подвигами, а устремимся внутрь себя! Осознаем свою греховность, попросим прощения у Бога и людей, даже если кажется, что мы не виноваты ни в чем, перестанем оправдывать себя!

Мира и спасения всем, мои дорогие! Будем мудры, как змеи, и просты, как голуби! Простите меня ради Христа!