Офтальмологи в Ханты-Мансийске провели первые операции по пересадке роговицы. Раньше, для того чтобы видеть, жителям округа, которым показано такое оперативное вмешательство, за помощью приходилось обращаться в клиники других городов страны. Кроме того, сейчас в Югре планируется создать регистр пациентов, которым здоровье глаз поможет вернуть трансплантация.
Работа очень тонкая: врач Михаил Артёменко высекает у пациента поврежденный участок роговицы. На ее место — донорский трансплантат, который фиксируется швами. В Ханты-Мансийск донорский материал попадает из московского глазного банка. Пересадка занимает около одного часа. Оперируют пациента под общим наркозом.
«Есть такие заболевания глаза, когда нарушается прозрачность роговицы. В норме она прозрачная. Это как окошко в квартире, — объясняет Михаил Артёменко, заведующий стационарным отделением офтальмологического центра Ханты-Мансийска. — Через него, через светлое, чистое окно, гораздо приятнее смотреть на окружающий мир. И бывают такие патологические состояния, когда прозрачность роговицы уменьшается, теряется. Это результат травмы, ожога, какое-то воспалительное заболевание».
Главное, говорит офтальмолог, чтобы донорский материал прижился. После сквозной кератопластики — так еще называют эту операцию — больного ждет год реабилитации. Со временем, по словам врачей, зрение вернется, что позволит пациенту взглянуть на мир уже по-новому.
Жительница поселка Талинка Феня Шакирова сегодня снова на приеме у врача. Но уже не с жалобой на здоровье. Еще три недели назад из-за дистрофии роговицы ее правый глаз не видел вовсе. Но теперь, как она говорит, зрение возвращается.
«Сначала слабая видимость была. Потом я где-то полгода стояла в очереди. Хотели отправить в Екатеринбург, — рассказывает Феня Шакирова. — Зрение чуть-чуть лучше. Я вообще только темноту видела, а сейчас уже прояснилось немножко».
В офтальмологическом центре Ханты-Мансийска уже удалось пересадить роговицу трем пациентам. В ближайшее время Михаил Артёменко планирует освоить и другой вид кератопластики — послойную. В этом случае шанс, что донорский участок приживется, намного выше.