В истории Португалии есть не мало знаковых имен определивших ее политическое и культурное положение в общемировом пространстве. Эпоха великих географических открытий конца 15-начала 16 веков неразрывна с именами прославленных португальских мореплавателей, в их числе: Вашко да Гама (ум.1524), Бартеломеу Диаш (1450-1500), Педру Алвареш Кабрал (1467/1468-1520), Инфант Дом Энрике Португальский (1394-1460) «Генрих Мореплаватель». Это время привело к закреплению за Португалией статуса первой мировой колониальной морской империи, сохраняемого до второй половины 16 века, когда она уступила его Испании. В период мирового первенства необычайный расцвет получила португальская культура, «Лузиады» классика португальской литературы Луиша де Камоэнша (1524-1580), архитектурный стиль «мануэлино», росписи керамическими изразцами «азулежу», стали символами имперского могущества страны, формирования и подъема национального самосознания определившего характер и культуру народа.
Великое историческое морское прошлое и богатейшее культурное и духовное наследие страны, всегда ценилось и преумножалось португальской элитой. Это был предмет ее безусловной гордости, любви и уважения. Несмотря на утрату страной мирового господства, она продолжала сохранять свое влияние в отдельных регионах мира, прежде всего в Латинской Америке. Для передовой аристократии было важно сохранять и бережно чтить память своих выдающихся соотечественников героев-первооткрывателей земель, а также славные страницы исторического прошлого Португалии, времени ее мирового могущества и общего культурного рассвета.
Так, ко второй половине 19 века, после серии внутренних и внешних проблем, часть португальской элиты, озабоченная рядом социально- политических проблем, осложняющих общее развитие страны, находило мощное вдохновение, источник для новых взглядов и идей, в накопленных знаниях прошлого, в славных страницах собственной истории и культуры.
Ярким представителем португальской интеллектуальной элиты второй половины 19 века был сеньор Антониу Аугусто де Карвальо Монтейру. Коллекционер, увлеченный философией, эзотерикой, историей, убежденный монархист и ревностный католик, преданный идеалам средневекового рыцарского служения и учению масонов. Его имя неразрывно связано с поместьем Кинта да Реголейра, одним из знаковых туристических объектов старинного города Синтра, привлекающего сюда ежегодно тысячи туристов со всего мира. Монтейру создал в нем продуманное до мелочей архитектурное пространство языка символов, отражающих его собственные идеалы и представления. Его фигура вызывает большой интерес широтой мысли и своеобразием представлений, нашедших выражения в отточенных деталях, продуманных символах, стиле и характере жизни.
Он родился 27 декабря 1848 году в Рио-де-Жанейро, его родители- Сеньор Франсишку Аугусто де Мендес Монтейру (9.03.1816.Коимбра.-1890. Лиссабон) и Сеньора Тереза Каролина Альес де Карвальо, принадлежали к португальскому дворянству, не родовитом, но зато необычайно состоятельному. Семье Монтейру принадлежали огромные латифундии в Бразилии и небольшие владения на севере Португалии, эта фамилия сделала свое состояние в «новом» мире, как раз открытым португальскими мореплавателями и первопроходцами, объявившими земли современной Бразилии частью португальской короны. Эта была та «жемчужина» Португалии, как и затем Индия, ставшая британской колонией.
Антониу Монтейру ценил то, что огромным состоянием своей семьи он обязан португальским географическим открытиям, институту монархии и божественной воле. Это важно отметить, поскольку именно эти три элемента будут в последствии определять его самосознание. И хоть его детство проходило в Бразилии, которая уже 30 лет имела государственную независимость, она по-прежнему политически и культурно была неразрывно связана со своей бывшей метрополией. Семья Монтейру, живя в Бразилии уже несколько десятилетий по-прежнему оставалась португальской по своей культуре, духу и ментальности. Трое сыновей главы семейства были воспитаны в лучших традициях португальской дворянской культуры. На больших семейных латифундиях семьи произрастал кофе, шла добыча полезных ископаемых. Деньги от их продажи, и непреодолимое желание постигать мир науки и искусств, позволили Антониу Монтейру отправится в Португалию, где он поступил в Коимбрский университет, самое старое и уважаемое учебное заведение страны. В нем учились представители самых знатных аристократических родов, а кроме того, в Коимбре родился его отец, этот старинный город был политическим центром Португалии времен первой Бургундской династии.
Монтейру был очень любознательным человеком, с самых ранних лет своей жизни он увлекся астрономией, наблюдал за устройством всего окружающего: строением насекомых, растений, ему было интересно понять и сущность природы человека, его предназначение, роль, функцию. Также, его увлекали книги, из них он черпал огромную мудрость знаний, впоследствии им будет собрана огромная ценнейшая библиотека, для которой он приобретет произведения отца-основателя современного португальского языка Луиша де Камоэнша (1524-1580), в их числе поэмы «Лузиады», повествующие о героических событиях португальской истории, произошедших с самых древних времен, включая плавание Вашко да Гамы в Индию.
Завершив учебу в университете и получив степень доктора права в 1871 году, он решает остаться в Португалии, а 5 февраяля 1873 года он женился на португальской дворянке Марии Перпетуи Аугусте Перейра де Мело (19.03.1852-25.12.1913). Она останется его единственной любовью на протяжении всей жизни, преданность к которой он сохранял и всегда стоял на защите ее чести и достоинства. У супругов была глубокая человеческая привязанность и подлинное уважение друг к другу. Вскоре после заключения брака молодая семья Монтейру возвращается в Бразилию, где в течении трех лет они живут в Рио-де –Жанейро и Петрополисе, в котором в конце 1873 году родился их единственный сын Педру Аугусту де Мелу де Карвальо Монтейру (1873-1953), в 1876 году семья возвращается в Португалию.
Располагая огромным семейным капиталом, Монтейру продолжил активно заниматься самообразование, он самостоятельно постигал теологию, историю, астрономию, химию, ботанику. Изучение истории и идеологии двух ярких и влиятельных орденских объединений ключевым образом повлияют на формирование его мировоззрения: тамплиеров и масонов.
С тамплиерами-«Орденом бедных рыцарей Христа»,-неразрывно связана история Португалии. Она была одной из первых стран Западной Европы в которой они обосновались и получили высочайшее покровительство со стороны короны. Рыцари-тамплиеры сражались на стороне португальцев против мавританских правителей юга иберийского полуострова, под знаменам реконкисты. Впоследствии южная часть иберийского полуострова Алгарви,-то есть «земля арабов», станет частью португальской короны, а все монархи этой страны будут носить официальный титул Королей Португалии и Алгарви. Таким образом, орден сыграл огромную роль в деле собирания португальских земель, в их отвоевании у арабов, поэтому, когда в 1312 году рыцарский орден был запрещен Ватиканом и распущен, король Дениш (1261-1325), в 1318 году дал прибежище всем оставшимся рыцарям в Португалии. В 1319 году король легализовал орден тамплиеров в своей стране уже в новой форме «Ордена Христа», после официального признания ордена главой римско-католической церкви Папой Иоанном Двадцать Вторым (1244/1249-1334). Замок Томар, основанный тамплиерами в Португалии еще в 1160 году, в 1347 году стал резиденцией Великого магистра Ордена Христа, а Король Жуан Третий (1502-1557), в середине 16 века объявил звание Великого Магистра наследственным в Португальском Королевском Доме. Это было высочайшее признание и покровительство Ордена со стороны королевской власти, в рыцарях Ордена Христа, Король Мануэл Великий (1469-1521), видел опору королевской власти. Многие рыцари этого Ордена сопровождали все первые и последующие плавания португальских мореплавателей, они же были с Вашко да Гама во время его экспедиции и под их красно-белыми крестами на белом полотнище, португальские каравеллы бороздили просторы мирового океана, совершая великие открытия, неся христианскую веру до новых островов и континентов.
Рыцарские деяния и культура тамплиеров высоко ценились Антонио Монтейру, они определили его жизненные идеалы: бескорыстие, служение церкви, самопожертвование, верность прекрасной даме.
При этом, сеньор Монтейру был человеком рационального склада ума, широких взглядов и интересов, прогрессивных устремлений, в этом, на него большое влияние оказало масонское учение.
Монтейру еще до поступления в университет в Коимбре, интересовался масонством, во время учебы он познакомился с представителями этого течения, влился в их ряды, став затем главой португальской масонской ложи, центром которой станет его знаменитое поместье Кинта да Реголейра в Синтре. Важно отметить, что масоны не случайно возникают в жизни Монтейру, ведь во-многом его жизненные интересы, взгляды на мир, на порядок в нем, на человека и его судьбу, совпали с идейными принципами масонов. Они выступали за общественный прогресс, в основе их мировоззрения лежали идеалы всеобщего равенства, братства, свободы, при этом это были очень религиозные люди, начитанные в Библии, энциклопедических знаний. Для них познание мира представляло огромную важность, причем, познавать в их понимании, нужно было для того, чтобы понять, что полного познания мира не произойдет никогда, поскольку есть высший разум, который выше для понимания разумом человеческим. «Если ты хочешь познать-копни в глубь», - эта идея будет выражена в архитектуре поместье Монтейру, в котором будут сооружены каменные перевернутые башни, войдя в которые человек погружается в глубину, при соблюдении контраста черного и белого-света и тьмы, что канонично в мировоззрении масонства. Они ценили человеческую личность, в основе которой масоны видели «божественную искру» в каждом человеке, поэтому Монтейру всегда с большим уважением относился к людям, щедро раздавал подаяния нуждающимся, что составляло определенный ритуал каждого прожитого им дня.
Другой, важной идеей масонства было претворение в жизнь самых грандиозных планов,-«идея благословения Божьего на самые масштабные предприятия, на первый взгляд неосуществимые». Ко времени Монтейру, эта идея получила свое воплощение на примерах: строительства Амстердама- города лежащего ниже уровня моря, и являющегося столицей европейского масонства, строительства Вашингтона и Нью-Йорка (его прежнее название Новый Амстердам), не исключением было строительство Санкт-Петербурга, -города построенного на болотах, многие его строящие архитекторы входили в состав масонских лож, в их числе Андрей Воронихин (1759-1814)(среди известных русских масонов были: Кутузов, Чаадаев, Казаков, Пушкин, Грибоедов).
Поэтому выбор имения Кинта да Реголейра, в португальском городе Синтра, в качестве место для возведения дома, был сделан Монтейру не случайно. Первоначально имение в 1840 году приобрела сеньора Эрмелинда Аллен Монтейру де Алмайда (2.05.1758-28.12.1858), дама английского происхождения, в 1791 году она вышла замуж за Жозе Монтейру де Алмайда (1751-1816), родственника бразильской ветви семьи Монтейру, затем сеньора получила титул баронессы, но потомки ее единственной дочери Эмилии нуждались в средствах и продали поместье Антониу Монтейру.
Город Синтра был ключевым центром принятия политических решений, когда в нем построил свою летнюю резиденцию первый король Авишской династии Жоао Первый (1385-1433), в этом городе каждые 4 месяца в году короли Португалии проводили время, что привело к строительству роскошных домов португальской аристократии на живописных склонах местных гор. В правление правнука Жоао Первого, короля Мануэла Великого (1495-1521), Синтра становится центром мировой политике, поскольку здесь был расположен двор монарха правящего огромной колониальной империей. Известия о начале великих географических открытий приносились именно сюда в королевский дворец Мануэла Первого, не случайно прозванного «Счастливым». В Синтру же пришла новость об открытии морского пути в Индию в 1498 году, известие об открытии Бразилии,-Родины Антониу Монтейру,- Педру Алварешом Кобралом, в 1500 году (стоит обратить внимание на круглую дату, что для масонов имело значение), а также сообщения об основании Афонсу де Албукерке первых португальских колонии в Персидском заливе.
Так, в Синтре было сформировано положение Португалии в качестве политического и культурного «центра мира», поэтому , выбор именно этого места для строительства дома Монтейру, как своеобразного центра мирового знания, твердыни учения Христа на португальской земле, укладывается в систему его масонских мировоззренческих взглядов. Он был убежден что этой земле самим Господом была дарована возможность перевернуть представления мира о самом себе, как следствие масонской идеи о божественном предопределении. Символично, что самую высокую башню своего дома в Синтре, Монтейру повелел увенчать армиллярной сферой, которая удерживает над собой знамя Ордена рыцарей Христа. Этот астрономический инструмент, использовался для определения экваториальных и эклиптических координат небесных светил, он был на всех португальских кораблях, несших христианскую веру по всему миру, шедших под красно-белыми крестами Ордена Христа. Армиллярная сфера- символ Португалии, ее морского величия, прогресса, научной мысли, а для масонов она -алхимическое яйцо, -символ творения и магической энергии.
Строительство имения шло с 1904-1910 годы, это был грандиозный архитектурный проектов того времени, к нему было приковано большое внимание, тем более, что Монтейру, уже был очень известен яркостью своих талантов и широтой интересов во всей Португалии. Его называли экстравагантным человеком, для большинства людей он был не понятен из-за исключительности образа своих мыслей, а прежде всего из-за его увлечения мистическими учениями.
Антониу Монтейру долго и тщательно продумывал все детали своего будущего архитектурного творения, его замысел смог воплотить талантливый итальянский архитектор и декоратор Луиджи Манини (1848-1936). Он создавал для тетра Ла-Скала декорации, а затем приехал в Лиссабон, где занимался этим же в театре Сан-Карлуш. Манини был тонким художником и талантливым человеком, он долго обсуждал с Монтейру все нюансы его масштабного и непростого замысла. И вот, постепенно, стали вырисовываться прекрасные замысловатые архитектурные сюжеты являвшие собой смесь романского стиля, европейской готики, португальского мануэлино, выполненные в символизме и иконографии масонов, тамплиеров, розенкрейцеров.
Гроты, пещеры показывают существование параллельных миров, искусственные озера, дикие сады со множеством экзотических растений, нарративы греческой мифологи. Идеи Виргилия, Данте, Мильтона, нашли здесь свое воплощение. Башни, как символ входа в другой мир, в стихию земли, через них можно попасть в разветвленную сеть подземных тоннелей. Весь комплекс подземных ходов и переходов и пространств, представляет три уровня входов, они связаны с наличием трех стихий-земли, воздуха и воды, есть еще слой, связанный с огнем. Этот комплекс слоев символизирует жизнь человека, который на ее протяжении с ними взаимодействует. Пройдя через них, у человека, в представлении устроителя, появляется опыт, возможность к перерождению, поэтому башни входа перевернуты, они дают возможность человеку пройдя через все эти внутренние слои тоннелей трансформировать себя, -пройдя через горизонтальную ось выйти через вертикальный выход башни уже перерожденным, что является символом эволюции.
В построенную Манини перевернутую башню, возможно войти только если человеку известно где находится вход, человек оказавшийся в ней не поднимается, а опускается, -в суть вещей, в смыслы жизни. Проходя через 9 этажей- 9 кругов ада (по Данте), человек оказывается в райском саду, а затем через каменные ступени в искусственном озере, то есть через воду, вновь возвращается в мир перерожденным. Таков глубокий и очень тонкий философский замысел создания подземных сооружений поместья.
Все было наполнено и тайными смыслами в самом доме Монтейру, в котором его семья проводила летние месяцы. Само здание в представлении его хозяина, было воображаемым таинственным райским садом- эдемом, были построены готические своды каминного зала изображающие пальмовые листья сада, а весь дом был наполнен символами творения. На террасы дома имел право выхода только сам хозяин, здесь были изображены фигуры зверей: орел с женской грудью, кролик с крыльями, смысл этого изображения в передачи идеи эволюции, только в очень утонченном художественном виде. На самом верхнем пятом этаже, располагалась алхимическая лаборатория Монтейру, здесь он проводил различные химические опыты пытаясь ответить на волнующие его вопросы о природе происхождения человека, строении его материи, о будущем человека и мира.
Поместье Антониу Монтейру представляет из себя интеллектуальное пособие по средневековым эзотерическим учениям, созданном им и для проведения закрытых от широкой публики масонских и рыцарских ритуалов, унаследованных португальским Орденом рыцарей Христа от Ордена тамплиеров. Дом аристократа стал его рыцарским замком, по своему духу и внешнему исполнению, он выполнен в средневековый крепостном стиле, внутренняя стилистика которого включает традиционные элементы средневекового декора помещений- рыцарские доспехи и оружие.
Идея творения от начала мира и до самых последних его дней выражается в символических шифрах поместья: «все когда-нибудь завершится и наступит апокалипсис, а после него настанет новый мир, новая эра и новый эдем, а Синтра рассказывает каким этот новый Эдем будет». Именно в Синтре Монтейру видел центр этой новой эры и нового мира, он был убежденным монархистом, католиком, хранил верность короне и ее идеалам, в главном зале своего дома он разместил изображения всех королей Португалии, что символизировало весь исторический путь страны, которую он так любил. В своем имении он сумел собрать все существующие знание прошлого, которые помогли бы людям помочь правильно встретить будущее уже после прихода апокалипсиса.
Важно отметить, что в великолепной библиотеке замка были собраны книги разных веков по многим темам, в их числе по истории европейского рыцарства и масонства. Владелец рыцарского замка очень чтил историю своей страны периода великих открытий, а личность и судьба короля Себаштиу Первого (1557-1578), была ему особенна дорога и интересна. Этот предпоследний король Авишской династии получив корону еще в самом детстве, был воспитан в духе средневековых рыцарских идеалов. Вся его жизнь была пропитана идеей рыцарского служения, освобождения иберийских земель от мусульман, а истории крестоносцев вдохновляли его на осуществление самых смелых замыслов. Одним из них стала попытка освобождения от арабов территории Марокко, очень неудачная для молодого короля и его войска, в битве при Эль-Ксар-эль-Кебире, погиб он сам и многие представители родовой знати Португалии, родственники короля, но в героическом поступке короля была идея самопожертвования жизни ради Христа, защиты интересов христианской церкви. О времени короля Себаштиу и материалы о нем самом, Монтейру собирал всю свою жизнь. Для него этот монарх был ярким примером жизни по рыцарскому кодексу чести, что так вдохновляло и восхищало знаменитого португальца.
«Последний рыцарь» португальской короны, один из самых образованнейших людей Португалии, с большим прискорбьем встретил новость об отречении от престола португальского короля Мануэла Второго (1908-1910), поскольку понимал неизбежность крушения дорогого для него мира идеалов, частью которых был институт монархии. Последующие годы он проводил в своем любимом имении продолжая беспрерывную исследовательскую практику.
Антониу Аугусто де Карвальо Монтейру ушел из жизни в своем, ставшем знаменитым, еще при его жизни, имении, 25 октября 1920 года, и был похоронен в специально построенной в нем фамильной усыпальнице. Преданный идеалам рыцарей Ордена Христа и масонов, он совершил одну из главных благодетелей своей жизни,- показал людям возможный путь к их духовному и личностному перерождению. Подобно великим португальским мореплавателям, открывшим новые миры, Монтейру открывал для себя мир через его познание, завещав то же своим потомкам. Он остается ярким примером человеческой мудрости, приумножения знаний и их наглядного воплощения. Талантливый человек направивший большую часть своих собственных средств на благие дела, остается исключительной фигурой в истории и культуре Португалии. Его идеи и идеалы продолжают существовать, поместье Кинта да Реголейра с 1995 года является музеем включенным в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, став одним из знаковых туристических центров Португалии, вобравший в себя исключительное богатство ее истории, мысли и культуры.
Единственный сын и наследник Антониу Монтейру, Педру Аугусту де Мелу де Карвальо Монтейру (1873-1953), дипломат, хозяин поместья Кинта да Реголейра до 1942 года, затем он был вынужден его продать в следствии неумеренности в денежных тратах. Он был женат на португальской дворянке не очень знатного происхождения Марии Рикел Потьер (1874-1906), она умерла при родах их единственного сына, названного в честь деда, Антониу Аугусто, больше Педру Аугусто не женился. Он скончался в Лиссабоне, где и сегодня проживают потомки его сына и единственной дочери Терезы Каролины.
Судьба единственной дочери сеньора Монтейру примечательна заключенным ею браком, позволившим объединиться семьям двух примечательных личностей португальской истории Антониу Монтейру и маркиза де Помбала.
Сеньора Мариа де Мелу де Карвальо Монтейру родилась в Лиссабоне 7 января 1877 года, где и скончается 9 января 1929. В 1904 году в Лиссабоне она обвенчалась с Домом Франсишку Аззизи Назаре де Алмайда (16.12.1868-19.01.1919). Он был внуком 1-го графа де Оливейра Дос Аркоша (1769-1834), женатого на Доне Франсишке де Паула де Сальданха-и-Даун (1784-1832), внучке по женской линии выдающегося португальского политического деятеля второй половины 18 века, первого министра короля Жозе Первого, маркиза де Помбала (1699-1782), она была дочерью 1-го графа де Рио Майор (1746-1804), португальского колониального чиновника от брака с Доной Марией Амелией, самой младшей дочерью премьер-министра де Помбала. Один из сыновей Марии Амелии -Дом Жоао Карлуш де Сальданха Оливейро (1790-1876), 1-й герцог де Сальданха, был выдающимся португальским военачальником, прославленным маршалом.
Таким образом, единственная дочь Антониу Монтейру связала себя браком с представителем очень знатного и древнего аристократического рода, в родстве с которым были практически все знатные семьи Португалии, занимающие высокие государственные должности. Это был первый брак такого уровня в семье Монтейру, ставший возможным благодаря не только финансовому положению этой фамилии, но и личнным заслугам сеньора Антониу Монтейру.
От этого брака Дона Мария родила двоих детей, сына Дома Франсишку (1909-1924) и дочь Дону Марию де Назаре Монтейру де Алмайда (1905-1999). Именно ей, любимой внучке Антониу Монтейру, будет суждено стать в 1927 году (ровно через 7 лет, после его смерти), женой прямого наследника маркиза де Помбала, Дома Себаштиу Жозе де Карвальо Мело-Даун-и-Лорена (1903-1965), 8-го маркиза де Помбала, 11-го графа де Ойраша. Их сын, Дом Мануэл Себаштиу де Алмайда де Карвальо Мело-Даун-и-Лорена, родился в 1930 году, унаследовал титул 9-го маркиза де Помбал, 12-го графа де Ойраша, 8-го графа де Сантиаго де Бадойдо, с 1965 года Глава Дома маркизов де Помбал.
* Поддержите работу канала — https://www.donationalerts.com/r/nikolaypolonsky
✅ Email по вопросам сотрудничества и рекламы: nicolas.polonskiy@gmail.com