Найти тему

Принц Чаш в повести А.С.Пушкина "Дубровский".

Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Владимире и Маше...

Владимир Дубровский и Мария Троекурова - пара, которой не случилось и случиться не могло. Принц Чаш и Королева Чаш - это чувства в отсутствие будущего.

Дубровский - главный герой повести Александра Сергеевича Пушкина - натура благородная и чувствительная. Отправленный отцом на восьмом году жизни в столицу и ни разу за 12 лет не побывавший дома, Дубровский вырос молодым повесой, любителем развлечений, расточительным и честолюбивым молодым человеком. Пушкин для характеристики героя также использует такие слова, как добрый, щедрый и великодушный, смелый и отважный, умный. Перед нами возникает образ романтического героя, о котором мечтают барышни, типа Ольги и Татьяны Лариных, Марии Троекуровой, начитавшиеся романов о любви. Они желают встретить человека, чувствительного, тонко организованного, который бы их понимал и смог бы разделить с ними увлечения и музыкой, и танцами, поговорить о чувствах и вознестись в блаженство любви. Таков молодой Дубровский.

Владимир — яркий представитель Принцев Чаш, легко подстраивающийся под новую ситуацию, вживающийся в новую роль. Надо быстро вернуться домой к умирающему отцу - бросает блестящую службу и мчится в Кистеневку. Принцип справедливости требует от героя действий - он становится разбойником. Благородным, ибо выбирает тщательно своих жертв, анализирует их жизни и исходя из этого принимает решение. Надо стать учителем французского, чтобы попасть в дом врага, - пожалуйста. Возлюбленная ждет спасения - и здесь он быстро ориентируется, другое дело, что не успевает из-за изменившихся обстоятельств. Но он не стратег, как Рыцарь Мечей, не может предвидеть вариантов развития ситуации. А в том, что может охватить своей мыслью, ему трудно найти равного: приспособиться к ситуации и талантливо начать играть любую новую роль Принцам Чаш дано от природы.

Иллюстрация Шмаринова
Иллюстрация Шмаринова

Принц Чаш - воздух воды, по своей природе мало будет интересоваться накоплениями, собственностью, деньгами. Все это, если ему и нужно, то только как способ встроиться в новые отношения. У Дубровского нет ничего, что он может предложить Маше, он нищий. Такова его истинная природа. Безусловно, способности играть роли, прекрасные актерские данные, создадут и впечатление хорошего семьянина, и барина-собственника, и любовника-романтика (что есть скорее его суть), но это все будет больше иллюзией.

Дубровскому по-настоящему нечего дать Маше, кроме помощи в освобождении, он (по правде говоря) и не предлагает ей большего. Наши домысливания о побеге и счастливой любви между героями лишь домысливания. Представим, что Дубровский успел освободить Машу по дороге в церковь. "Вы свободны!" - стало бы счастьем спасения. Что было бы с Машей тогда? Юная, свободная, взбунтовавшаяся против воли отца, что она может предпринять? Куда отправится? Разбойничать с любимым? Маша - юная Королева Чаш, ей не вынести такой жизни. Первые заморозки накроют шалаш влюбленных очень скоро...

Иллюстрация Шмаринова
Иллюстрация Шмаринова

К тому же Дубровский в отношениях вряд ли станет лидером, вряд ли возьмет на себя ответственность за них. Для этого нужны земля и огонь. Он их может изобразить, показать, но не может на них по-настоящему опираться. И Маше не стать первой опорной скрипкой в паре. Вода воды (Королева Чаш) ищет понимания и опоры, защиты и стабильности в жизни. Нет этого у Дубровского. Но есть у князя Верейского. И потому выбор отца может обернуться для Марии Кириловны даже подарком. Но поймет она это гораздо позже.

Мы может страдать и переживать из-за концовки повести, считать, что Пушкин, сукин сын, не справедлив и жесток к героям, а можем снять с глаз очки виртуальной реальности и согласиться, что иначе не могло быть. И Пушкин это знал.

Дубровский Пушкина бесподобен в своей честности, в чистоте образа. Вспомним, что герой мечтал жениться на богатой женщине и тем устроить свое (и ее, что очень важно и честно) счастье. И как бы странно и криво, на взгляд моральных особ, это ни было, таков сценарий счастливой жизни Принца Чаш и Королевы Жезлов является самым возможным. Он бы очаровывал ее своими достоинствами, а она бы вкладывала в него деньги и оплачивала бы его жизнь рядом с ним. И никто из них не был бы в претензии, разве что родственники и соседи с трудом бы с этим мирились. Но это уже совсем другая история.

С первого школьного прочтения повести я не могла простить Пушкину концовку, а сейчас в очередной раз снимаю шляпу перед ним и преклоняюсь. До Пушкина надо дорасти. Жизнь как она есть. С согласием и уважением.