Расхожей фразой о стилистических и эстетических разногласиях с советской властью, произнесенной в интервью французским СМИ после отъезда из СССР, диссидент Андрей Синявский, кажется, исчерпывающе объяснил суть противостояния его и его единомышленников с ограниченной, замкнутой в себе, не получающей извне ни одной свежей и плодотворной мысли, затхлой и полной безвкусицы системой.
Спустя годы очередное противостояние вновь стало жестким и предельно остро ощутимым, но, кажется, сейчас суть этого противостояния заключается в несколько другом. При всей своей крайне условной приверженности общечеловеческим ценностям та система, пожалуй, до такого откровенного мрака не доходила. О безвкусице из сегодняшнего дня думаешь с ностальгией - о, где же эти милые новогоднему телезрителю нынешние изгнанники, какой радостью отзывается в памяти их когда-то так раздражающая и надоевшая всем пошлость и банальность.
Как недавно отметил иноагент Виктор Шендерович, сегодняшнее противостояние - это противостояние нравственное, и речь в нем уже давно идет не о борьбе за власть, а о борьбе за базовую этику. Эстетические разногласия сменились этическими - официально декларируемой нормой стали вещи, которые во всем просвещенном мире являются если не уголовно наказуемыми, то репутационно и общественно порицаемыми. Цель этого этического противостояния - вернуть нравственную норму на место, сделать ложь нерукопожатной, а злодейство - автоматически изолируемым.
Все, на что сейчас направлены карающие усилия, связано с лучшими человеческими качествами и самыми высокими нравственными идеалами нормальной базовой этики. Честность, смелость, неподкупность, ум, порядочность являются наказуемыми, а любовь, дружба, искренность и бескорыстность - абсолютно невостребованными. Каши из них не сваришь и на пиджак не пристегнешь, нет никакого смысла в вещах, которые не способствуют как можно более быстрому обогащению или хотя бы обретению каких-то материальных и статусных преимуществ.
В симулякры, которые выдают себя за все эти вещи, но которые ими не являются, кажется, не верят даже их создатели, прекрасно понимающие, что Дед Мороз точно принесет им вместо подарков мешок с углями. И как будто бы даже не будет ждать Нового года - потому что компетентность и профессионализм тоже являются неотъемлемыми составляющими базовой этики. Ты можешь быть по-настоящему компетентен, если ты порядочен, ты можешь быть эффективным и успешно конкурировать в реальном мире, только если принимаешь правила честной игры.
В реальном мире базовой этики царят и действуют законы физики - твой статус не спасет тебя за рулем, если ты не пристегнулся или слишком много выпил. Эти же законы распространяются на этику - силой и деньгами любовь не купишь, даже если вдруг очень захочешь любви, а огромный пустой дом не принесет ни счастья, ни радости, ни ощущения рождественского уюта. Слова не материальны и не способны превращаться в заклинания, мир преображают к лучшему только дела, направленные на преображение мира к лучшему, и никак иначе.