Наихудшую оценку в городах макрорегиона получил критерий, отвечающий за потенциальные риски для пассажира и экологию.
Ни один город Центрального Черноземья не попал даже в топ-30 по качеству общественного транспорта, следует из рейтинга российских городов, составленного компанией Simetra. Доклад о состоянии транспортной системы представили на заседании Общественной палаты РФ. Аналитики изучили 82 города, не включив в рейтинг Москву и Санкт-Петербург из-за существенных отличий от других российских городов. В топ-3 вошли Пермь, Новокузнецк и Екатеринбург, а последние места получили Астрахань, Владикавказ и Грозный.
Для удобства оценку разбили по нескольким критериям, таким как физическая доступность, то есть близость остановочных пунктов относительно мест проживания жителей и мест притяжения; ценовая доступность – соотношение стоимости проезда и финансовых возможностей потенциальных пассажиров; эффективность транспортной̆ сети — скорость перемещения; безопасность и устойчивое развитие (УР) — потенциальные риски использования общественного транспорта, а также его экологичность.
Так, согласно исследованию, самые высокие позиции у Липецка – 34 место (как и в прошлом году), или 57,8 баллов. Эксперты оценили комфорт и удобство, а также функциональную и физическую доступность сети общественного транспорта – 74, 67 и 66 баллов. Меньше всего при этом набрали безопасность и устойчивое развитие – 38 баллов.
Следом расположился Орел, заняв 40 место (рост на четыре позиции по отношению к прошлому году) с 55,8 баллами. Эксперты отметили физическую доступность (70 баллов) и комфорт и удобство (67), при этом обратив внимание, как и в случае Липецка, на недостаточную безопасность и устойчивое развитие (39).
Воронеж получил 46 строчку в рейтинге и 54,8 баллов, рост позиций за год произошел на внушительных 19 мест. Физическая доступность, согласно исследованию, в городе достигла 65 баллов, комфорт и удобство – 57. Наименьшей оценки уже традиционно удостоился критерий безопасности и УР – 45 баллов.
Тамбов занял 47 место (54,7 баллов и снижение на пять позиций). Физическая доступность была оценена на 74 балла, комфорт и удобство – на 67 баллов, самой слабой стороной общественного транспорта города тоже стала безопасность и УР – 34 балла.
На 58 место попал Белгород, показав ощутимое падение на 15 позиций к прошлому году и получив 52,4 балла. Высшую оценку получили физическая доступность – 63 балла, и, что отличает Белгород от соседей, ставшая проблемной безопасность и устойчивое развитие – 56. Однако просела ценовая доступность – 38 баллов.
Курск – 70 место и потеря семи позиций с прошлого года, 48,3 заработанных балла. Физическая доступность, удобство и комфорт – 58 и 53 балла, безопасность и УР – 31 балл.
«В целом, по итогам года в городах были разнонаправленные движения, поэтому уверенно говорить о наличии какой-то формирующейся тенденции в части изменения качества общественного транспорта в городах России преждевременно. Стоит отметить, что уровня финансирования и поддержки в настоящее время достаточно лишь для сохранения существующего положения в отдельных городах страны. При этом предложения по оптимизации и развитию сетей общественного транспорта в городах в ряде случаев труднореализуемы по множеству причин – начиная от финансовых ограничений до недостаточной вовлеченности местных администраций», – следует из выводов к исследовательской работе. Однако коллектив авторов рейтинга не может не отметить отдельные случаи «бесспорно профессионального подхода к планированию и оперативной работе с маршрутной сетью в некоторых городах».