Найти в Дзене

Современный руководитель НКО

Обзор исследования, проведенного Благотворительным фондом Владимира Потанина: какими знаниями и навыками должен обладать руководитель НКО и что входит в его компетенцию. О фонде Фонд Потанина — один из первых благотворительных фондов в России. Он был создан в 1999 году предпринимателем Владимиром Потаниным для реализации масштабных гуманитарных программ: сегодня их семь. В 2022 году сформирован эндаумент Фонда, доход от которого идет на развитие и поддержку грантовых программ в сферах культуры, высшего образования, социального спорта и благотворительности по всей стране. Фонд Потанина развивает культуру благотворительности, объединяя вокруг себя активных творческих профессионалов, которые участвуют в решении общественно значимых задач и добиваются устойчивых социальных изменений. НКО открывает возможности для появления новых идей и создает условия для их воплощения. Исследование Фонд Потанина проводил глобальное исследование в 2022 году, презентация которого состоялась в Москве. Проект
Оглавление

Обзор исследования, проведенного Благотворительным фондом Владимира Потанина: какими знаниями и навыками должен обладать руководитель НКО и что входит в его компетенцию.

О фонде

Фонд Потанина — один из первых благотворительных фондов в России. Он был создан в 1999 году предпринимателем Владимиром Потаниным для реализации масштабных гуманитарных программ: сегодня их семь. В 2022 году сформирован эндаумент Фонда, доход от которого идет на развитие и поддержку грантовых программ в сферах культуры, высшего образования, социального спорта и благотворительности по всей стране.

Фонд Потанина развивает культуру благотворительности, объединяя вокруг себя активных творческих профессионалов, которые участвуют в решении общественно значимых задач и добиваются устойчивых социальных изменений. НКО открывает возможности для появления новых идей и создает условия для их воплощения.

Исследование

Фонд Потанина проводил глобальное исследование в 2022 году, презентация которого состоялась в Москве.

Проект реализовывался поэтапно и начался с качественного опроса. В полуформальном интервью участвовали жители Москвы, Санкт-Петербурга и регионов. Следом проводили и количественный опрос, респондентами стали 420 руководителей НКО из 57 субъектов РФ и 7 федеральных округов. Последним этапом стали экспертные интервью, проводимые в Москве и регионах. Респонденты всех этапов интервью отвечали на такие вопросы, как:

«Отметьте основное направление вашей некоммерческой организации”.

«К какой организационно-правовой форме относится НКО, которую вы возглавляете?»

«Укажите количество штатных сотрудников в вашей организации»

Портрет руководителя НКО

Во время исследования удалось выделить две возрастные группы, которые преимущественно становятся руководителями – 35-44 и 45-59 лет. Если говорить о половой принадлежности, то женщины-руководители НКО 67% от опрошенных, когда мужчин-руководителей – 33%.

Значительное большинство руководителей имеют высшее образование. Преимущественно общественно-гуманитарного профиля. Некоторые из опрошенных имеют ученые степени кандидата и доктора наук. Говоря о профессиональных знаниях в сфере управления – большинство руководителей готовы подтвердить свои навыки дипломом.

Более опытные руководители НКО чаще определяют себя как идейного вдохновителя, нежели управленца (39% среди тех, кто работает более 20 лет).

Руководители коллективов от 20 человек чаще ощущают себя преимущественно управленцами (39%), а руководители НКО без сотрудников или с командой до 5 работников эти роли чаще всего совмещают (45 и 43%).

Значительное большинство руководителей НКО довольны своими знаниями, навыками и компетенцией. А также респонденты выделяют ряд навыков, необходимых для своих должностей: базовые – менеджмент, экономика и финансы, знание законов и личные – понимание сотрудников, навыки коммуникации и ведения переговоров, психологическая устойчивость.

Экспертное мнение

На основе проведенного исследования, специалисты Фонда Потанина составили базовые требования, применимые к руководителю НКО. Исходя из частоты упоминания и значимости, список был разделен на гибкий и профессиональный.

Гибкий набор требований:

  • понимание особенностей сектора в целом;
  • знание своей предметной области;
  • знание психологии, выстраивание продуктивных отношений с людьми;
  • управление персоналом;
  • стратегический и операционный менеджмент.

Если руководитель обладает тремя или четырьмя навыками из списка, то он подходит на должность. Остальные можно дорабатывать.

Профессиональный набор:

  • юридическая грамотность;
  • финансовая и бухгалтерская грамотность: аналитика, понимание финансовых процессов;
  • фандрайзинг и коммуникация;
  • эффективная работа со стейкхолдерами;
  • умение презентовать себя;
  • стрессоустойчивость;
  • знания и навыки в области управления конфликтами;
  • непрерывное образование (в первую очередь в менеджменте);
  • ответственность;
  • следование бизнес-этике.

Нужно быть не просто специалистом в определенной области, но и многое иметь в виду: знать правила игры, быть законопослушным, понимать, как устроена жизнь в том месте, где ты живешь, как и с кем взаимодействовать. Кругозор у руководителя некоммерческой организации должен быть очень широким и не ограничиваться рамками какого-то одного направления.

Эксперты также упоминают и продвинутый уровень руководителя, который образует дополнительный набор навыков:

  • стратегическое планирование;
  • дизайн-мышление;
  • взаимодействие с государством (GR);
  • высокопрофессиональное управление персоналом;
  • продвинутые знания в области финансов;
  • пиар, маркетинг, коммуникации.

«Если НКО развивается и растет, то у неё продвинутый руководитель.» – заявляют эксперты.

Более углублённое и современное понимание базовых процессов, постоянное расширение и развитие своих компетенций – то, что сейчас выделит современного руководителя НКО, среди прочих.