Продолжение статьи:
После отсутствия успешного и широкого проката предыдущего фильма "Зигзаг удачи" Эльдар Александрович задумал снять фильм "Сирано де Бержерак" по пьесе Э. Ростана. Одной из самых главных задач Рязанов видел подбор идеального актера на главную роль.
В кинопробах тогда участвовали многие талантливейшие артисты, но сам Мастер загорелся желанием снять в этом образе настоящего поэта - Евгения Евтушенко. Рязанов уже начал подготовку к будущим съемкам вместе с Евгением Александровичем и другими участниками группы, когда получил от Госкино практически ультиматум с условием не снимать Евтушенко в главной роли.
Эльдар Александрович не мог пойти на это, и фильм не был осуществлен, что серьезным образом повлияло на самого режиссера: он был разочаровн и сильно подавлен.
"Очень жалею, что фильм "Сирано де Бержерак" не состоялся, но ничуть не раскаиваюсь, что поступил в тот раз так решительно и непреклонно". (Э. Рязанов "Неподведенные итоги")
Выйти из упаднического настроя Эльдару Александровичу помогли съемки его следующей картины - "Старики-разбойники". История, рассказываемая в этом фильме, вновь была подхвачена авторами, что называется, из жизни.
В главных ролях режиссер здесь снял очень дорогих ему артистов - Евгения Евстигнеева и Юрия Никулина, которые вошли в работу "без конкурса", а также Ольгу Аросьеву, Андрея Миронова и Георгия Буркова.
Следующий фильм Мастера - "Невероятные приключения итальянцев в России" - появился благодаря сложным бюрократическим обстоятельсвам. Это был совместный проект студии "Мосфильм" и итальянской компании "Дино Де Лаурентис". А вызвано такое решение было тем, что просле предыдущих совместных съемок ("Ватерлоо" Сергея Бондарчука) итальянцы остались финансовыми должниками перед советской студией, и чтобы возместить долг, необходимо было начать новую постановку.
Снимали этот фильм и в России, и в Италии, что, безусловно, было интересным опытом для съемочной группы. Да и сама комедия получилась увлекательной, игровой и каскадерской.
"Аттракционы, трюки являлись, по сути дела, содержанием фильма, направляя, двигая и определяя его драматургическое развитие".
"Вместе со своими товарищами в этом фильме я решил пойти по пути "чистого" трюка. В картине не должно быть ни одного комбинированного кадра" Каким бы аттракцион трудным и невероятным ни был, мы не станем прибегать к "чудесам кино". (Э. Рязанов "Неподведенные итоги")
История следующей картины Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром!" тоже не так проста. Художественная идея постановки предполагала двухсерийную версию, но для кинопроката такой формат был не совсем удобен, поэтому Госкино отказало режиссеру. Тогда Эльдар Александрович обратился на телевидение, где ему позволили осуществить задумку. Однако, впереди Мастеру предстояло найти творческих единомышленников и собрать актерскую команду.
Пробы на главные роли проходили мучительно, а идеальные исполнители не подбирались. На роль Нади не подошли даже Людмила Гурченко, Светлана Немоляева и Алиса Фрейндлих, так что Рязанов лично позвонил Барбаре Брыльске в Польшу, вспомнив её актерский образ из фильма "Анатомия любви", а попробовать Андрея Мягкова посоветовала ассистент режиссера Н. Коренева. Эти артисты удачно прошли пробы и стали сниматься в "Иронии судьбы...", но всё же роль Нади не была бы законченной без озвучания её Валентиной Талызиной и без исполнения песен Аллой Пугачевой. В итоге картина получилась такой, какой мы знаем её сегодня.
Фильм вышел на телевизионных экранах 1 января 1976 года, хотя был закончен ещё летом 1975-го. В январский вечер миллионы зрителей одномоменто посмотрели эту новогоднюю "сказку" и сразу принялись писать свои восторженные отзывы режиссеру.
"Хотелось рассказать о том, как в суматохе дней, их суете и текучке люди часто не замечают, что не живут подлинными чувствами, а довольствуются их суррогатами, эрзацами. О том, как важно найти в жизни настоящую любовь. … Этой пьесой мы восставали против морального равнодушия и компромиссов, с которыми примиряются многие в жизни". (Э. Рязанов "Неподведенные итоги")
Музыку к этой картине написал замечательный советский композитор Микаэл Таривердиев, который очень тонко почувствовал замысел Рязанова. Перед создателем музыкальных тем стояла задача - органично ввести песенные композиции на довольно известные и драматичные стихи больших поэтов в канву кинокомедии.
"Только один человек безоговорочно поддержал меня - композитор Микаэл Таривердиев. Он сразу нутром почувствовал мои намерения и стиль будущего фильма. Я благодарен Таривердиеву, что он не уговаривал меня "обогатить" аккомпанемент песен оркестровкой и пошел на самоограничение ради общего замысла". (Э. Рязанов "Неподведенные итоги")
Большую же часть художественных фильмов Рязанова музыкально оформил Андрей Петров. Их совместное творчество украсило фильмы "Берегись автомобиля", "Зигзаг удачи", "Старики-разбойники", "Служебный роман", "Гараж", "О бедном гусаре замолвите слово", "Вокзал для двоих", "Жестокий романс", "Забытая мелодия для флейты", "Небеса обетованные", "Привет, дуралеи!", "Старые клячи" и "Ключ от спальни".
Существует версия, что к съемкам следующего фильма Рязанова подтолкнула увиденная им экранизация пьесы "Сослуживцы", принадлежащей их с Брагинским авторству, и эта интерпретация им не понравилась. Тогда Эльдар Александрович решил самостоятельно реализовать эту историю на экране, что у него в конечном итоге прекрасно получилось - так появился "Служебный роман".
Актеры этой картины не проходили специальных проб. Первым делом Рязанов предложил главную роль Алисе Фрейндлих и, как он сам говорил, готов был снимать кино только с её участием. После согласия актрисы режиссер назначил и других артистов: Андрея Мягкова, Олега Басилашвили, Светлану Немоляеву, Лию Ахеджакову и Людмилу Иванову - претворять в жизнь порученные им образы.
Для того, чтобы театральные актеры смогли в полной мере раскрыть свои дарования (а в первую очередь такие условия изобретались для Алисы Бруновны, которая является непревзойденной театральной дивой), Рязанов придумал определенную систему съемок.
- Во-первых, было решено снимать картину в хронологической последовательности, а также записывать продолжительные, большие сцены, чтобы артисты могли "набрать состояние".
- Во-вторых, использовали трехкамерную систему съемки, которая как раз и открывала возможности снимать длительные сцены и разыграться актерам.
- В-третьих, снимать сцены только в присутствии партнеров (чтобы артисту не приходилось проигрывать эпизоды в одиночку, без обратной связи) и пытаться возместить отсутствие театральной публики с помощью съемочной группы (т.е. проявлять открытую реакцию на сыгранные сцены).
Этот опыт оказал большое влияние на дальнейшее творчество режиссера. Идея следующего фильма Рязанова - "Гараж" - родилась из его личного опыта, безусловно, несколько утрированная, но всё же в его жизни на самом деле случилось такое поразительно-возмутительное собрание пайщиков гаражного кооператива.
Артисты, которые снимались в этой картине, так же активно работали в театре, и Эльдару Александровичу пришлось не только уговаривать театральных худруков отпустить необходимых людей на время работы над фильмом, но и произвести эти съемки в кратчайшие сроки. В конечном итоге творческой группе понадобилось 24 рабочих дня, чтобы создать "Гараж".
Как и две предыдущие ("Ирония судьбы, или С легким паром!" и "Служебный роман"), эта картина снималась с помощью системы трехкамерной съемки. Это подразумевает, что в павильоне работают одновременно три камеры, каждая из которых фиксирует необходимый ракурс, в том числе крупные планы.
Обычно при съемке используется одна камера, поэтому артисты проигрывают сцену сначала на общий план, затем на крупные планы каждого артиста и так далее. Трехкамерная съемка открывает возможность проигрывать длительные сцены, сразу фиксируя необходимые кадры. Артисты же при подобном подходе играют свои роли с полной самоотдачей, так как не имеют представления какая камера в текущий момент записывает картинку.
Несмотря на очевидные преимущества этой системы, задача перед техническими специалистами, а также оператором и режиссером стояла непростая: необходимо вовремя включать и выключать эти камеры, чтобы были засняты нужные ракурсы без лишнего расхода драгоценной пленки. Трижды с этой задачей блестяще справлялся оператор Владимир Нахабцев, которого очень высоко ценил сам Эльдар Александрович. Перед этим они вместе сняли картины "Дайте жалобную книгу" и "Зигзаг удачи", а после - "О бедном гусаре замолвите слово".
Кстати, другим "постоянным" оператором на картинах Э. Рязанова был Вадим Алисов ("Вокзал для двоих", "Жестокий романс", "Забытая мелодия для флейты", "Дорогая Елена Сергеевна", "Привет, Дуралеи!", "Андерсен. Жизнь без любви").
Писать сценарий к своему следующему фильму - "О бедном гусаре замолвите слово" - Рязанову пришлось с Григорием Горием, так как его постоянный соавтор Эмиль Брагинский "не чувствовал материал", а самому Эльдару Александровичу очень хотелось вновь вернуться к гусарской теме.
В этой картине надо отметить совершенно блистательный мужской ансамбль: Олег Басилашвили, Евгений Леонов, Валентин Гафт, Станислав Садальский, Георгий Бурков, Зиновий Гердт и другие. Но так же прекрасен и женский состав, не смотря на то, что главная женская роль здесь одна, и её замечательно исполнила Ирина Мазуркевич, но и великолепное трио Светлана Немоляева, Наталья Гундарева и Лия Ахеджакова украсили это произведение, а сам Эльдар Александрович называл их "три актерских бриллианта".
Фильм "О бедном гусаре замолвите слово..." - ещё один обладательно непростой кинематографической судьбы. Сначала его сценарий с большим трудом преодолевал препятствия цензуры.
"Когда уродовали наш текст, коверкали наши мысли, мы ещё как-то смирялись. Но когда велели выбросить Лермонтова, это, как ни странно, переполнило чашу терпения. Меня охватило какое-то истерическое отчаяние, и я решил отказаться от картины". (Э. Рязанов "Неподведенные итоги")
Но продолжить борьбу за фильм Рязанову все-таки пришлось, потому что съемочная группа и артисты былы так воодушевлены этим проектом, что его отмена стала бы тяжелейшим ударом для всех них. И пройдя сквозь сложный съемочный процесс, команда фильма получила готовую картину, которую снова потрепали начальники различных инстанций, но всё-таки она состоялась.
Картина "Вокзал для двоих" стала следующей в творческой биографии Рязанова и последней в так называемой "трилогии о любви", первые два фильма которой - "Ирония судьбы, или С легким паром!" и "Служебный роман". Сюжетный ход в каждой из трех истории един - из личной неприязни главных героев рождается большое светлое чувство. Но, если в первых двух произведениях герои находятся как бы в одной социальной среде (врач и учительница, работники статистического учреждения), то в "Вокзале для двоих" персонажам Людмилы Гурченко и Олега Басилашвили предстоит преодолеть препятствии в виде вот этого социального неравенства: она - официантка в привокзальном кафе провинциального города, а он - столичный музыкант.
"Это был наш первый сюжет, который не основывается на парадоксе. В нем нет невероятных, исключительных ситуаций, перевертышей. Больше того, в основе фабулы нет никаких комедийных обстоятельств, никакой анекдотической путаницы. Отсутствуют также и чудачества характеров. Герои - нормальные люди, без каких бы то ни было забавных отклонений. То есть, по сути, мы уничтожили все предпосылки, из которых рождается произведение комедийного жанра". (Э. Рязанов "Неподведенные итоги")
По сути можно сказать, что этому фильму предстояло начать новый этап творческой биографии Эльдара Рязанова. И чтобы правдивость этой истории не вызывала сомнения, а история, рассказываемая с экрана, выглядела современно, сценарий приходилось редактировать во время съемок, а участие в этом процессе принимали сами артисты.