Найти тему

С кем можно говорить о святом?

Много читаю христианской литературы, иногда хочется что-то рассказать из прочитанного близким. Наблюдаю интересные реакции: " да-да, все это замечательно, но ты давай осторожнее, сильно не ударяйся в религию"; или начинают слушать, делают "внимательное" лицо и сразу, на первом же моем слове -зевание. А ведь, Библия предупреждает, что у людей неготовых к восприятию религиозных истин, такие речи могут вызвать не только скуку, но и раздражение или гнев. Об этих крайних проявлениях гнева и написано в Новом Завете: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас."

Какое толкование этим словам приводят святые отцы?

Различается душевный человек и духовный человек. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1Кор.2,14).

Церковь считает, что человек по своему естеству трехсоставен или трехчастен и состоит из: 1) духа, 2) души и 3) тела, причем высшее начало в человеке – это дух, а душа обращена исключительно на устроение нашего временного быта – «земного», тесно связана с телом и телесной жизнью, но сама вместе с тем служит связующим началом между телом и духом, представляя собою как бы мост от тела к духу. Все части влияют друг на друга, и главенствует в каждом человеке разное: у кого-то дух и Божие и Небесное, у кого-то душа и земное и телесное.

Духовная жизнь состоит в удовлетворении потребностей духа, а потребности духа состоят в стремлении человека к Богу, искании живого союза, общения с Богом и желании жить по воле Божией. Ищущим Бога, все написанное от Духа Святого интересно, полезно, духоносно, жизненно необходимо и свято.

Ты несешь эту, добытую тобой жемчужину знаний, людям, а они зевают, им скучно. Они хорошие, душевные люди, но духовная суть пока спит.

Строки же Нового Завета говорят о крайностях восприятия душевного человека: о реакции зла, гнева, ненависти. Свиньями Писание называет живущих в распутстве; собаками же называет необдуманно беснующихся против Господа. Иоанн Златоуст пишет, что "поелику по природе своей такие люди не могут познать этого учения, то пусть будет оно от них скрыто, говорит Спаситель, чтобы, по крайней мере, почтили его по причине своего неведения...Ничего, кроме только еще большего вреда, не произойдет от слушания для людей с таким расположением. Они ругаются над святынею, не зная ее, и еще более возносятся и вооружаются на нас...Так и бисер попираемый – не потому попирается, что достоин пренебрежения, но потому, что попал к свиньям. ..Когда узнают, сделавшись совсем иными, ругаются, поносят, смеются над нами, как бы над обманутыми...От того-то и мы, совершая таинства, затворяем двери и возбраняем вход непросвещенным – не потому, будто мы признаем недействительность совершаемых таинств, но потому, что еще многие не довольно к ним приготовлены. "

Прав. Иоанн Кронштадтский хорошо написал: "Ко всякому слову имей такое внимание и уважение, какое имеешь к живому человеку, и твердо веруй, что Слово Божие живо и действенно, как живое существо, как Ангел." И надо различать, с кем можно говорить, с кем нет. Речь идет, как о защите самой веры, так и о защите людей, ярых противников Бога, ведь наша неосторожная проповедь отзовется в их душах гневом и поруганием, и послужит им к большему осуждению и вечной погибели.

По материалам сайта Азбука веры.