Найти в Дзене
ЭкоАрхитектура

Архитектурная стажировка в Китае. Часть 2. Стажировка в офисе DNA

Оглавление
Описание: Архитектурная практика в Пекине — от местных традиций до ароматов города. Структура офиса и проектных скетчей. Авторский опыт стажировки в китайской студии DNA (Пекин)

👉Часть 1 ТУТ

ОБЛОЖКА. ФОТО АВТОРА.
ОБЛОЖКА. ФОТО АВТОРА.

Выбирая себе место практики, я понимала, что ставя во главе угла перспективы узнать всю технологию процесса проектирования, изучив все его стадии и участников, нужно ориентироваться (может быть, конкретно в моем случае) на крупную московскую фирму, где можно безбарьерно и органично влиться в ее состав и непосредственно поучаствовать во всех этих стадиях. С другой стороны, не менее важной, и даже первоочередной, была для меня возможность увидеть, оценить процесс проектирования в зарубежных фирмах. Здесь захватывает дух перспектива попасть в совершенно иной архитектурный мир.

ОФИС DNA. ФОТО АВТОРА
ОФИС DNA. ФОТО АВТОРА

Имея представление о том, как строится процесс разработки проекта в России (предположительно по такому же принципу, которому учат в университете), рождение архитектурных шедевров в европейских фирмах я представляла как абсолютно иной, недоступный для понимания процесс. Как будто существует какая-то пропасть между российской и европейской архитектурными школами. Интерес хотя бы ненадолго попасть в такой офис, окунуться в незнакомую и непривычную атмосферу, увидеть то, что не увидишь в стенах университета, почувствовать этот новый архитектурный дух, отношения между иностранными архитекторами и те трудности, с которыми они сталкиваются при работе… Это напоминает представление о сказочных героях, которых воспринимаешь как-то абсолютно абстрактно и недоступно.

Попала я туда традиционно — отправила портфолио по указанному на их сайте е-мейлу, и буквально через 3 дня мне пришел ответ, типа «Мы рады пригласить вас на стажировку, делайте визу». Слово виза дало мне какое-то внутреннее чувство уверенности, и осознание того, что нужно рискнуть.

Не буду лукавить, что была знакома с их творчеством до практики. Нет, наткнулась на их сайт совершенно случайно, посмотрела проекты, и они меня заинтересовали, тем более что проектирование театров и музеев давалось мне с наибольшим интересом. Некоторые их решения даже показались мне знакомыми, и возникло желание узнать именно процесс их получения, сравнив с «корнями» своих идей.

DnA_Design and Architect — небольшая фирма (человек 10 — официальный штат и человек 5-7 — интерны), основная деятельность которой — проектирование общественных объектов (в основном, музеев), градостроительных образований.

Проектирование начинается «с исследования — изучения контекста, программы объекта и принципов его взаимодействия с окружением. Архитектура будет продолжать вдохновлять нас и влиять на нашу современную жизнь…»

Взаимодействие объекта с окружением — одно из основных полей зрения офиса, на котором основывается основная часть их экспериментов и исследований. Также характерна для них сочетание современных технологий, материалов, форм и традиционных элементов культуры с характерными элементами (внутренних двориков, молебных помещений с круглыми оконными проемами в кровле, чтобы пропустить солнце вовнутрь). Отсюда и интеграция архитектуры с природой — многие объекты располагаются в провинциях, в горах, на воде, в лесу.

Район расположения

Офис DnA располагается в восточной части Пекина в районе Sanlitune в одном из современных жилых комплексов Beijing SOHO Residences (около 20 км от центральной части города).

Sanlitune — элитный городской район, славящийся многообразием дорогих общественных заведений и современных архитектурных объектов. Здесь и Linked Hybrid Стивена Холла, практически напротив работы, чуть дальше Galaxy SOHO Захи Хадид и CCTV OMA. Также рядом располагается Sanlitune Village (Деревня Санлитунь) — настоящий современный город, состоящий из открытых общественных пространств с отдельными арт-объектами, зонами отдыха, кафе и ресторанами, сетью бутиков, баров, магазинов и т.д.

Все это удивительно гармонично разбивает природный ландшафт, вплетающийся в этот город в виде целых зеленых кварталов. Архитектура отвечает колориту места — повсюду фасады зданий, облицованные дорогими материалами, различными видами стекла, мрамора, золота. Здесь можно встретить множество уличных «достопримечательностей», например львов — символов Китая — выполненных их мрамора, бетона, золота и др.; фонариков и разноцветных табличек с иероглифами или маскаронами.

В Beijing SOHO Residences сам офис ориентирован так, что палящее южное солнце «разбивается» об один из выступов здания, и окна оказываются в затененной части, что обеспечивает там комфортную температуру даже без кондиционера (средняя температура июня в Пекине около 35 градусов).

👉Интересный факт: Такой же способ проектирования по сторонам света используется для пассивных зданий в жарком климате.

Организация внутреннего пространства

ОФИС DNA. ФОТО АВТОРА
ОФИС DNA. ФОТО АВТОРА

Небольшой частной фирме для комфортной работы достаточно всего лишь площади одной из квартир этого комплекса. Сплошное остекление, панорамный вид и стоящий в офисе арт-объект, выполненный по их проекту для международной выставки в Нью-Йорке, создают благоприятную для работы атмосферу.

Основная рабочая зона — холл квартиры с панорамным остеклением. К нему подводит узкий коридор, на первый взгляд неприятное ощущение от которого сглаживается деревянным покрытие стен, которое придают офису какую-то особую теплоту. Слева по направлению движения — уютная макетная мастерская с самыми различными материалами и светлый кабинет с античными статуями. Здесь — место босса, хотя она, как правило, сидела вместе с остальными сотрудниками. Небольшая кухня снабжена всем необходимым, кроме, пожалуй кофеварки (кофе в Китае пьют редко и без молока).

С одной стороны, офис отличается рационализмом и четкой структурой внутреннего пространства, с другой — здесь царит небольшой творческий беспорядок, характерный, видимо для любого архитектурного бюро.

Рабочее место архитектора

ОФИС DNA. ФОТО АВТОРА
ОФИС DNA. ФОТО АВТОРА

Рабочие места традиционно оборудованы компьютерами с китайским windows, соответствующим набором книг и деревянными баночками с разноцветными линерами. Тут же — горка леденцов или жвачек, в общем-то их можно встретить в любом месте офиса, причем в самых неожиданных местах. Сверху всего этого — многочисленная калька и распечатки планов, генпланов и схем.

Прямо напротив стола стоит фирменный арт-объект — «красный коралл», удачно дополняющий интерьер, а также выполняющий функцию органичной мебели и вазы для цветов (концы «коралла»).Китайцы редко тратят время на обед вне офисного пространства (в этом мы похожи), поэтому еще одно дополнение рабочего места — порция отварного риса из местного продуктового магазинчика.

Макетная студия

ОФИС DNA. ФОТО АВТОРА
ОФИС DNA. ФОТО АВТОРА

Макетную мастерскую наполняют древесные материалы, различные виды пластика, пенопласта, пенополистирола, стекло, полиэтилен, бумага, бамбуковые и пластиковые палочки, трубочки, губка и засушенная трава; а также инструменты — резаки, ножи, циркули, линейки, струна и стоящий у окна 3Д-принтер…

Китайские архитекторы часто используют макеты для изображения как первичных идей, так и уже реализованных проектов. Чаще всего они делают их из бамбука — палочки легко режутся и могут служить конструктивной основой здания, а если их намочить водой, то их можно легко изогнуть и создать интересную инженерную конструкцию (так, нам пришлось поработать с моделью павильона в форме купола).

Процесс проектирования

ОФИС DNA. РАБОТА НАД БАМБУКОВЫМ ПАВИЛЬОНОМ В SONGUANG. ФОТО АВТОРА
ОФИС DNA. РАБОТА НАД БАМБУКОВЫМ ПАВИЛЬОНОМ В SONGUANG. ФОТО АВТОРА
ОФИС DNA. ПРОЦЕСС ПРОЕКТИРОВАНИЯ. ФОТО АВТОРА
ОФИС DNA. ПРОЦЕСС ПРОЕКТИРОВАНИЯ. ФОТО АВТОРА

ОФИС DNA. ГРАФИК РАБОТЫ
ОФИС DNA. ГРАФИК РАБОТЫ

Рабочий процесс построен вполне традиционно — предложение собственных идей, обсуждение, селекция, распределение работы и, собственно, ее выполнение. Мне удалось непосредственно поучаствовать сразу в нескольких стадиях проектирования. Конечно, это был не один проект, исполнение которого было прослежено мной от начала до конца (для этого требуется довольно длительный срок). Это было несколько интересных и кардинально разных проектов, но связанных общей нитью — скорее, принципами самой фирмы. Ее специализация — культурные объекты — музеи, выставочные пространства, павильоны. Поэтому упор везде делался на многообразие общественных пространств, как с единичной функцией, так и многофункциональных.

Проекты

С самых первых шагов мы разрабатывали концепцию музея современного искусства в Shicang, провинции Китая с живописным ландшафтом — на участке проектирования были бамбуковые заросли, густые леса, быстрая горная река и ответвляющийся от нее кристально чистый ручей.

SHICANG. УЧАСТОК ПРОЕКТИРОВАНИЯ. ФОТО АВТОРА
SHICANG. УЧАСТОК ПРОЕКТИРОВАНИЯ. ФОТО АВТОРА

Непременным условием было предпроектное исследование — выезд на территорию, чтобы отметить основные видовые направления, местоположение равнинных и холмистых участков; понять, как это может повлиять на проект. Затем последовал «мозговой штурм» в команде с китайскими архитекторами, и проявились общие идеи. Концепция реализовывалась на метровой желтой кальке, по бокам расписанной иероглифами. Основной идеей была интеграция природы и архитектуры — ручей «пропускался» сквозь здание, точнее сам объект «надевался» на существующий ландшафт, тем самым произведения искусства оказывались в атмосфере живой природы, а сам музей получал также функцию своего рода рекреации с различными зонами отдыха и многофункциональными общественными пространствами (внутри была предусмотрена гибкая планировка). Макет оказался не нужен — идея свелась к простой форме параллелепипеда, поскольку акцент делался на контраст форм внутри здания.

ПРОЕКТНЫЕ СКЕТЧИ АВТОРА
ПРОЕКТНЫЕ СКЕТЧИ АВТОРА

Рабочую стадию проектирования я познала из проекта реновации центрального исторического квартала Quanmen с детальной разработкой нескольких пешеходных улиц с характерной застройкой. В этой части города я побывала намного позже работы над проектом.

QIANMEN DAJIE. ФОТО АВТОРА
QIANMEN DAJIE. ФОТО АВТОРА

Атмосфера главного бульвара здесь почему-то навевает образ булгаковской Москвы 1930-х годов — желтый старый трамвайчик, как будто бы выехав из первой главы «Мастера и Маргариты» и направившись прямо по центральной части бульвара, каждым своим движением мимо невысоких зданий создавал образы со старых фотографий начала века. Здесь и множество медных скульптур, и кафе с характерными названиями, и просто живописные фасады зданий, создающие образ прошлого века.

ПРОЕКТНЫЕ СКЕТЧИ АВТОРА
ПРОЕКТНЫЕ СКЕТЧИ АВТОРА

Затронута была и стадия строительства: на ней также было три объекта, которые необходимо было «пропустить» через себя и оформить их конструктивную схему и дизайн-принципы. Songuang teahouse — «чайный дом» в вышеупомянутой провинции Китая — типология общественных зданий, отражающая национальные традиции китайской чайной культуры, имеющей даже какой-то ритуальный характер. Расположенный на берегу озера в холмистой пустынной местности, поросшей бамбуком, чайный дом имел довольно простую форму, но с характерной для DNA круглым окном в кровле. Четкое зонирование, градация пространств и мелкие детали, отражающие национальный характер здания и монументальность отличали данный проект. Необходимо было просто и понятно («more clear» — повторяла мне Босс) оформить проектное предложение.

SONGYANG. ФОТО АВТОРА
SONGYANG. ФОТО АВТОРА

Второй объект — мемориальный музей, посвященный одному из военных деятелей Китая Xu Shiyou. Музей располагается в горах, в провинции Songyang. Он также имел простую форму, которая разбивалась внутренними двориками — основными элементы традиционной китайской архитектуры и основными композиционными и значимыми элементами. Упор делался и детализацию фасада — соотношение стеклянных поверхностей (в тех местах, где особенно хорошо раскрывались необыкновенные виды на горы), сплошных и решетчатых частей (работали и как защита от солнца в местности с жарким климатом).

Pingtian art centre — арт-студия и резиденция художников — часть довольно масштабного проекта, своего рода арт-кластера, включающего несколько общественных объектов (воркшопы, студии, чайные дома, общественная библиотека), ряд жилых зданий (деревня) и зеленые пространства (сады и скверы). Pingtian art centre — деревенский центр — включает в себя общественное пространство-студию на первом этаже (выставки, лекции, коворкинг), а также арт-хостел на втором этаже (две комнаты для братьев-художников, разделяющиеся каркасным шкафом-перегородкой, которая позволяет избежать жесткого зонирования. С одной стороны, она делит помещение пополам, с другой — интегрирует за счет прозрачности конструкции. В вечернее время подсветка, встроенная в несущие балки и конструкцию кровли, создают удивительную игру света и тени). Здесь я отвечала за конструктивную схему — задачей было проработать стоечно-балочную систему центра, уделив внимание стыковке деревянных конструкций.

ПРОЕКТНЫЕ СКЕТЧИ АВТОРА
ПРОЕКТНЫЕ СКЕТЧИ АВТОРА

Особенно интересно было то, что пришлось изучить немало материалов, созданных за весь период проектирования, чтобы понять первоначальную идею; съездить на стройплощадку и отметить для себя то, как эти идеи реализованы на практике. Наконец, подвести итоги и оформить эти выводы в дизайн-принципах.

Работа в DnA принесла много полезных «плодов», начиная с того, что я прониклась в этот до этого не доступный для меня архитектурный мир иностранного бюро, увидела все устройство молодой растущей фирмы, то, как она функционирует и как организует рождение своих произведений. Конечно, каждая фирма имеет свою специфику, особенности, методологию и прочее, но все же уже можно выявить некоторые особенности зарубежных офисов.

Также положительно то, что удалось поучаствовать в создании проекта вместе с зарубежными архитекторами, понять принцип их мышления, порядок выработки идей, и их реализацию в скетчах, набросках на кальке и черновых макетах (несмотря на языковой барьер (в Китае мало кто владеет английским) — в данном случае спасал графический язык). Здесь все эти, казалось бы, обыденные инструменты, несут какую-то иную окраску и кажутся гораздо более убедительными, необычными и необходимыми. Удалось охватить несколько стадий проектирования, хотя и разных объектов. Но этого оказалось достаточно, чтобы вникнуть в смысл каждого из них, уловить основные моменты соответствующей стадии.

ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА. БАДАЛИН. ФОТО АВТОРА
ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА. БАДАЛИН. ФОТО АВТОРА

Почему я уехала? Почему не продлила визу или не попросила взять меня на работу после окончания университета? (Честно говоря, в середине практики был такой порыв — Китай меня зацепил). Все по той же причине, по которой я хотела просто «сбежать» со стажировки в Берлине (хотя и была там намного меньше). При этом, я очень люблю и Пекин, и Берлин, и посвятила этим городам, их архитектуре, обществу не одно исследование и не одну лекцию.

У меня всегда была заветная мечта — это стажировка в Германии. Не могу и не хочу объяснять эту подсознательную тягу к этой стране, но в целом это желание осуществилось — я дважды проходила там стажировку, работала в Китае, набиралась опыта в Англии, изучала Швейцарию. Хотя и жила в каждой стране относительно недолго, этого времени хватило, чтобы расставить приоритеты. Я не говорю, что через год не захочу уехать снова на стажировку, поступить в магистратуру куда-нибудь в Америку, или уехать туда по обмену в рамках аспирантуры. Дело не в этом.

Первые дни-недели-даже две недели вы ощущаете какую-то необыкновенную свободу, вы готовы летать от счастья, вас поражает новое место жительства буквально каждой деталью. Вы чувствуете запах города, вы изучаете каждого человека. Вы готовы выучить каждую книгу, которую советует вам ваш босс или местный архитектор, коллега, потому что воспринимаете его как идола, как какого-то великого профессионала архитектуры, будто бы эти знания вы никогда не получите в России. Через это время (дни-недели-может и месяцы) экстаз проходит, и новые знания хочется с кем-то разделить, рассказать о своих впечатлениях. На этот счет у всех разное мнение и разные потребности — многие спокойно эмигрируют за границу, наслаждаясь видами из окон какого-нибудь австрийского архитектурного офиса. Для меня же стали важнее человеческие отношения, и осознание этого приходит не сразу. Это то, когда хочется кричать от радости, от потрясающих видов города и природы, от захватывающей работы, а кричать некому. Здесь опыт и польза от стажировок именно в этой возможности возвращаться в Россию и делиться этим со своими друзьями, коллегами. В этом и вкус жизни, получение удовольствия от этих поездок, в конце концов их осознание, как бы пафосно это ни звучало.

💚Подписывайтесь на канал, будем радовать Вас интересными статьями! 😉