Найти в Дзене
РЖД Тур

Начала пути. Прошлое, настоящее и будущее железнодорожных вокзалов.

Оглавление
Звезда Республики Карелии — роскошный ракурс вокзала в Петрозаводске.
Звезда Республики Карелии — роскошный ракурс вокзала в Петрозаводске.

В ноябре 1851 года открылась Санкт-Петербурго-Московская железная дорога. Путешествие между двумя столицами начиналось на тех же вокзалах, что и сейчас, — они много раз меняли названия, став в итоге Московским в Петербурге и Ленинградским в Москве. Эти вокзальные здания служили образцом для архитекторов долгие десятилетия. Рассказываем об истории вокзалов и станций в России, о том, как они совершенствовались с технической точки зрения и превращались в центры притяжения.

Текст: Екатерина Милицкая

Еще одна праздничная дата ноября связана с железной дорогой. 30 октября (11 ноября) 1837 года была торжественно открыта первая в России железная дорога — Царскосельская, от Санкт-Петербурга до Царского Села. Эта «экспериментальная» линия показала преимущества нового вида транспорта и вскоре стала полигоном, где приобретали навыки железнодорожники и проходили испытания новой техники. Так был дан старт развитию железнодорожного транспорта в стране.185 лет железным дорогам России

Сегодня каменное здание Витебского вокзала 1904 года постройки является объектом культурного наследия народов России
Сегодня каменное здание Витебского вокзала 1904 года постройки является объектом культурного наследия народов России

Полная программа нашей экскурсии на Витебском вокзале. Ближайшая дата — 19 ноября. Как раз сейчас собираем группу!

Слово «воксхолл», или, как оно трансформировалось на русский лад, «воксал», восходит к названию увеселительного сада Воксхолл-гарденз, существовавшего в южном пригороде Лондона с XVII века. Оно бытовало в русском языке уже в начале XIX столетия — например, в стихотворении «К Наталье» Пушкин вспоминает, как в юные годы он «в театре и на балах, на гуляньях иль в воксалах легким зефиром летал». Подобные увеселительные заведения имелись в нескольких крупных российских городах. Но самым знаменитым из них стал, конечно, «воксал» в Павловске.

Здание Павловского «воксала» было построено в 1838 году по проекту Андрея Штакеншнейдера для пассажиров Царскосельской железной дороги — первой в России. По сути, это была роскошная ресторанная зала. Павловский «воксал» видел немало звезд: бывали здесь и Фёдор Шаляпин, и прима-балерина Анна Павлова, в течение десяти сезонов дирижировал король вальса Иоганн Штраус. Именно благодаря последнему, наотрез отказавшемуся выступать в ресторане, к павловскому увеселительному заведению был пристроен концертный зал.

Полная программа нашей экскурсии на Витебском вокзале. Ближайшая дата — 19 ноября. Как раз сейчас собираем группу!

Павловский «воксал» был своего рода развлекательным центром, а не вокзалом в нынешнем понимании
Павловский «воксал» был своего рода развлекательным центром, а не вокзалом в нынешнем понимании

Позднее в Павловске появилось отдельное здание железнодорожной станции, и к ней перешло название «вокзал», которое с годами закрепилось и за всеми остальными точками отправления и прибытия поездов в России — отныне и навсегда они стали называться вокзалами. И когда в середине XIX века железная дорога связала Москву и Санкт-Петербург, здания вокзалов на конечных точках маршрута строились уже не для увеселения приезжающих, а сугубо утилитарно — для обслуживания пассажиров.

Однако первым в России «настоящим» вокзалом, а не местом для увеселений, стал Царскосельский (ныне — Витебский) в Петербурге, откуда поезда отправлялись в Царское Село. Это было станционное здание, где пассажиры ждали поезд и куда возвращались после железнодорожного вояжа. Вокзал был открыт 30 октября 1837 года, одновременно с Царскосельской железной дорогой. Именно отсюда отправился в первый рейс паровоз «Проворный», которым управлял строитель дороги — инженер Франц Герстнер.

С постройки нынешнего Ленинградского вокзала в Москве, куда прибывали поезда из столицы, началась история Московского железнодорожного узла. Архитектором вокзалов Санкт-Петербурго-Московской железной дороги и в Москве, и в Санкт-Петербурге стал Константин Тон. В его проекте здания были практически идентичными. С выбором места для будущего вокзала в Петербурге (теперь он носит название Московский) удалось определиться быстро: Знаменская площадь (теперь — Восстания) прямо рядом с Невским проспектом. А вот место для вокзала в Москве искали довольно долго.Как в Москву пришла железная дорога

Помимо вокзалов двух столиц, Константин Тон спроектировал храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец и еще более 30 зданий в России
Помимо вокзалов двух столиц, Константин Тон спроектировал храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец и еще более 30 зданий в России

Рассматривали варианты его расположения у Тверской заставы и на Трубной площади — в районах, связанных с центром города. Но вскоре их отвергли, опасаясь шума паровозов, который будет мешать местным жителям, и искр, летящих из труб: в районах плотной застройки они могли вызвать пожар. После долгих поисков для строительства был выбран пустырь у Каланчёвского поля. Здесь, напротив болота на месте нынешнего Казанского вокзала, когда-то стоял артиллерийский двор с пушечным заводом и складом пушек и снарядов, дотла сгоревший в пожаре 1812 года. Места для железнодорожной инфраструктуры хватало с избытком.

Так выглядел вокзал Санкт-Петербурго-Московской железной дороги в Петербурге сразу после открытия в 1851 году
Так выглядел вокзал Санкт-Петербурго-Московской железной дороги в Петербурге сразу после открытия в 1851 году

Поначалу Тон предложил застроить северный край поля единым архитектурным комплексом: в центре — вокзал с башенными часами, а по сторонам от него — выполненные в том же стиле здание таможни и жилой дом. В итоге от строительства жилого дома отказались, а вокзал с таможней были возведены к 1851 году.

Подборка материалов о вокзалах России на нашем Дзене

Металлические дебаркадеры над концевыми участками дорог были для того времени новаторским решением
Металлические дебаркадеры над концевыми участками дорог были для того времени новаторским решением

Строительство первого вокзала в Москве задало направление развитию железной дороги и городской промышленности в целом на десятилетия вперед. Сюда же, к Каланчёвке, в 1862 году проложили линии, связавшие Москву с Рязанью и Сергиевым Посадом. За считаные годы бывшие пустыри преобразились, застроенные складами, цехами и жилыми корпусами для рабочих.

Обычная суета у Николаевского вокзала в Петербурге: извозчики доставляют пассажиров к поезду, а носильщики с готовностью берутся донести багаж до перрона
Обычная суета у Николаевского вокзала в Петербурге: извозчики доставляют пассажиров к поезду, а носильщики с готовностью берутся донести багаж до перрона

Классическая планировка зданий, симметричная относительно центра, заданная Константином Тоном при строительстве вокзалов в обеих столицах (позже они, как и дорога, стали называться Николаевскими в память Николая I), оказалась настолько удобной, что впоследствии архитекторы и инженеры повторяли ее в большинстве проектов станционных зданий. В центре вокзала размещался просторный вестибюль с билетными кассами, почтовым и багажным отделениями, другими вокзальными службами, предназначенными для всех категорий пассажиров. Далее людские потоки разделялись. В одном крыле располагался зал ожидания для пассажиров I и II классов с собственным рестораном, уборными и выходами на перрон, в другом был зал ожидания для III–IV классов со своим набором услуг. Таким образом, два потока пассажиров не пересекались и не смешивались на перроне.

Буфетные и ресторанные услуги в вокзальных зданиях соответствовали как статусу пассажиров, так и масштабам станций. На крупных вокзалах для пассажиров I класса работали шикарные рестораны, куда не считали зазорным заехать на обед весьма состоятельные и разборчивые господа. Буфеты, предназначенные для менее взыскательной публики, предлагали горячие и холодные закуски, а также широкий ассортимент напитков. Ну и конечно, в каждой буфетной стоял самовар, который растапливали к прибытию очередного поезда: чай пассажиры могли пить в любых количествах.Все по классам

Посещение роскошного вокзального ресторана (для пассажиров I класса) или буфета было обязательной частью железнодорожного путешествия
Посещение роскошного вокзального ресторана (для пассажиров I класса) или буфета было обязательной частью железнодорожного путешествия

Помимо обычной пищи, предлагали вокзалы и пищу духовную. Уже в 1860-х годах на станциях начали появляться первые книжные киоски, и к 1870-м книготорговля на вокзалах была широко распространенной и весьма востребованной.

Чем многочисленнее и разнообразнее становились потоки пассажиров на железной дороге, тем быстрее рос ассортимент услуг, которые предлагали вокзальные коммерсанты. К началу ХХ века на вокзалах появились носильщики. Они работали артелями, и чужому проникнуть в их круг было практически невозможно. Так что пассажиры без опаски могли доверить им багаж, не опасаясь, что его украдут или разобьют по дороге: за качество услуг носильщики отвечали всей артелью. Благодаря телеграфу можно было сообщить встречающим время прибытия. А на крупных вокзалах нередко существовала парикмахерская и даже баня.

«Красная стрела», как и сейчас, отправлялась во встречных направлениях, с Ленинградского и Московского вокзалов, одновременно: в 23:55
«Красная стрела», как и сейчас, отправлялась во встречных направлениях, с Ленинградского и Московского вокзалов, одновременно: в 23:55

После революции столичные вокзалы переименовали в Октябрьские, и только в 1930-м вокзал в городе на Неве обрел свое нынешнее название — Московский, ведь именно отсюда шли поезда в столицу, а 10 июня 1931 года от его платформы в Москву впервые отправился фирменный поезд «Красная стрела». Ленинградский вокзал обрел это название в 1937-м по понятной аналогии.

С середины ХХ века вокзалы начали стремительно меняться. После всех реконструкций между ними стало больше отличий, но по-прежнему очень похожи классические фасады и башни с часами, напоминающие ратушу, и тупиковое расположение путей, что было характерно для времени их постройки.От истории к современности

Оба вокзала прошли через несколько масштабных реконструкций — увеличивалось количество платформ, расширялись кассовые залы, прокладывались новые пути
Оба вокзала прошли через несколько масштабных реконструкций — увеличивалось количество платформ, расширялись кассовые залы, прокладывались новые пути

На железных дорогах не только росло число пассажиров — появлялось всё больше транзитных станций, где требовалось не просто размещать людей в ожидании поезда, но и разводить потоки, двигающиеся в разных направлениях. Однако наибольшее влияние на работу во кзалов оказало пригородное сообщение. Пассажиры пригородных поездов сильно отличались от путешествующих на поездах дальнего следования: они редко задерживались на вокзале, им требовались лишь самые простые услуги, но главное — людские потоки проходили через вокзал регулярно, не реже двух раз в день, и могли быть чрезвычайно массовыми. Так, уже в конце ХХ века Ярославский вокзал Москвы пропускал более 600 тысяч человек в день. Инженерам и сотрудникам различных дорожных служб пришлось проделать огромную работу, чтобы развести «пригородный» и «дальний» потоки, обеспечив каждому беспрепятственный проход к поездам.

Сегодня Ленинградский вокзал — это историческое здание с продуманной современной инфраструктурой для пассажиров, начиная с камер хранения и заканчивая бизнес-залами
Сегодня Ленинградский вокзал — это историческое здание с продуманной современной инфраструктурой для пассажиров, начиная с камер хранения и заканчивая бизнес-залами

Железнодорожникам вряд ли удалось бы справиться с возросшим числом пассажиров и создать необходимую инфраструктуру, если бы не технический прогресс. Благодаря ему на вокзалах несколько десятилетий назад появились автоматические камеры хранения. Возможность оперативно сдать и получить багаж позволила, в частности, разгрузить вокзал от транзитных пассажиров, ожидающих свой поезд: они могли сдать вещи в камеру хранения и пойти осматривать город, чтобы вернуться ко времени отправления.

Снять избыточную нагрузку с кассиров помогли автоматы для продажи билетов на пригородные маршруты — так удалось избавиться от длинных очередей в билетные кассы даже на крупных вокзалах.

Практически во всех вокзальных залах и на платформах появились информационные панели и табло. С их помощью можно узнать время отправления поезда и номер платформы, найти на вокзале нужную услугу — от гостиницы до комнаты матери и ребенка — или связаться с полицией. Ну и конечно, на любом вокзале пассажир может узнать точное время. Взглянув на вокзальные часы, вы можете быть уверены, что они не опаздывают и не спешат: ведь все часы на вокзалах объединены в локальную сеть и единую систему часофикации, которая устанавливает общее точное время. Та же система определяет и время прибытия и отправления поездов.

Точки притяжения

О том, как развиваются знаменитые столичные вокзалы — Ленинградский и Московский, какие новые сервисы и возможности для пассажиров на них появляются, рассказывает начальник Дирекции железнодорожных вокзалов — филиала ОАО «РЖД» Георгий Геворкян.

Начальник Дирекции железнодорожных вокзалов — филиала ОАО «РЖД» Георгий Геворкян.
Начальник Дирекции железнодорожных вокзалов — филиала ОАО «РЖД» Георгий Геворкян.

Москва и Санкт-Петербург — разные, но в то же время во многом похожие друг на друга города. Недаром главный герой всем известной «Иронии судьбы» оказался в «своей» квартире, находясь при этом за сотни километров от дома.

А ведь заблудиться он мог бы и во многих других местах. Например, гуляя возле Александринского театра, который внешне так похож на Большой, или попав на Московский вокзал, который можно спутать с Ленинградским. Их схожесть неслучайна. Оба вокзала возведены по проекту одного архитектора — Константина Тона, да и строить их начали одновременно.

Ленинградский вокзал в вечернем освещении — нестареющая классика.
Ленинградский вокзал в вечернем освещении — нестареющая классика.

Сейчас оба вокзала — это современные вокзальные комплексы, где внедрены самые технологичные сервисы и услуги. Яркий тому пример — система Fast Track. В качестве пилотного проекта она была запущена именно на Ленинградском вокзале. Такой сервис позволяет водителю оплатить парковку, не выходя из машины. Нужно лишь приложить банковскую карту к специальному устройству на въезде, а потом на выезде — и система сама спишет необходимую сумму согласно тарифу. А еще на парковке Ленинградского есть зарядная станция для электромобилей.

Оформление потолков на вокзалах России — это всегда нестандартный подход опытных мастеров.
Оформление потолков на вокзалах России — это всегда нестандартный подход опытных мастеров.

Также на Ленинградском и Московском вокзалах для пассажиров доступны автоматические камеры хранения. После их установки сдать вещи стало значительно проще и быстрее. Оба вокзальных комплекса оснащены справочными видеотерминалами. Ими можно воспользоваться для уточнения расписания поездов, стоимости билетов и так далее, а также задать вопрос оператору по видеосвязи.

Учитывая потребности современного пассажира, в 2019 году на Ленинградском и Московском вокзалах мы открыли первые бизнес-залы нового формата — современные пространства для работы и отдыха, отвечающие самым высоким стандартам обслуживания.

Камеры хранения могут быть вполне фотогеничными. Почему бы и нет?
Камеры хранения могут быть вполне фотогеничными. Почему бы и нет?

При этом в стремлении соответствовать трендам мы не забываем и о самых простых деталях, которые помогают сделать пребывание пассажиров на наших вокзальных комплексах комфортнее. Так, залы ожидания на вокзалах, связывающих два крупнейших города страны, оснащены удобными посадочными местами из натурального дерева. Они оборудованы USB-розетками, поэтому для зарядки гаджетов далеко ходить не придется. Да и переживать в дороге за уровень заряда смартфона теперь тоже не стоит. Прямо перед поездкой можно взять в аренду зарядное устройство на одном из вокзалов, а вернуть его — уже на другом.

Понятие «экспресс» мы теперь используем не только применительно к пассажирским поездам, но и к доставке. Сегодня вокзалы — это и крупные логистические центры, где можно отправить посылку, которая из Москвы до Петербурга или обратно домчится буквально за несколько часов, ведь доставим мы ее на «Сапсане».

И конечно, не могу не сказать об уникальном проекте, который мы запустили в этом году на Ленинградском вокзале. Одноименный иммерсивный аудиоспектакль — это не просто экскурсия, это целая постановка, со своими персонажами, интересными отсылками и даже интерактивом. Если есть время до отправления поезда — советую вам взять смартфон, наушники, отсканировать специальный QR-код, который легко найти в залах ожидания вокзального комплекса, и погрузиться в это необычное приключение.

Фото: legion-media, Юрий Кобзев / Фотобанк Лори, wikimedia.org, Олег Пороховников, Михаил Мироненко / ТАСС, Владимир Акимов / РИА Новости, пресс-служба ОАО «РЖД».

Подписывайтесь на наш Дзен, где мы довольно часто предлагаем иллюстрированные материалы для чтения, как в этот раз. Кроме того, вас ждут увлекательные истории из жизни современных путешественников, видных рационализаторов железных дорог прошлого. В нашем ассортименте более 50 готовых туров, ждем вас в путешествиях — мы стараемся предложить что-то яркое, нестандартное и интересное.