Как работают манипуляции в «Черную пятницу»?
Само название – уже огромная манипуляция маркетологов. Ведь изначально оно не имело отношения к продажам.
Однажды в пятницу 1869 года в США упали цены на золото, и за ними упал весь рынок. 24 сентября тогда назвали «Черной пятницей».
В контексте шопинга название зазвучало уже в 1950-1960-х годах. Люди взяли в привычку в пятницу после Дня Благодарения покупать новогодние подарки. Город стоял в пробках. Продавцы не справлялись. А полицейские нарекли день «Черной пятницей».
Однако предприниматели стали рассказывать в СМИ про «Черную пятницу» как про день «величайших возможностей» – акций и распродаж. И, вуаля! стоять в пробке стало уже не так обидно.
На кого влияет Черная пятница?
На всех!
Это воздействие за пределами нашего сознания. Чем выше уровень осознанности человека, тем сложнее уговорить его купить и тем более тонкие струны приходится затрагивать.
Итак, на чем играют маркетологи?
Примитивные манипуляции:
1. Страх потерять, не успеть, упустить. Его запускают такие слоганы, как: «Только сегодня», «Осталось 5 штук», «3 дня до повышения цены», «Поторопитесь, последняя пара на складе и на нее уже три заказа».
2. Чувство долга. Если мне что-то дали, я обязательно должен вернуть. Так работают пробники товаров и демомероприятия.
3. Возможность ощутить себя беспечным младенцем. Этой потребности очень сложно противостоять. Любое решение «Под ключ» включает этот механизм: «За меня подумали», «Обо мне позаботились».
4. Потребность в принадлежности. Желание быть включенным в группу или страх быть исключенным из нее. Слоганы типа: «Уже миллион человек купили» работают на этом уровне.
Но если вы научились распознавать эти манипуляции и стойко проходите мимо пестрящих предложениями витрин, это еще не значит, что для вас не приготовили что-то посерьезнее.
Тонкие манипуляции:
1.Принадлежность к избранным. Сюда отнесем все VIP-залы, специальные места и индивидуальное обслуживание. Кстати, стать аудиторией для этой игры не так уж и плохо. Это значит, у вас достаточно амбиций для роста.
2. Совпадение по ценностям. Подчеркнуть, что упаковка производится из биоразлагаемого материала - значит привлечь к себе внимание сторонников защиты природы. И т.п.
На какие манипуляции поддаетесь вы? Что покупали недавно? Что привлекло ваше внимание? Какие еще манипуляции мы упустили?
Подумайте! Поделитесь наблюдениями.
Завтра расскажем, как их обходить.
Черная Пятница. Разоблачение.
14 ноября 202214 ноя 2022
3
2 мин