Найти тему

Черная Пятница. Разоблачение.

Как работают манипуляции в «Черную пятницу»?

Само название – уже огромная манипуляция маркетологов. Ведь изначально оно не имело отношения к продажам.

Однажды в пятницу 1869 года в США упали цены на золото, и за ними упал весь рынок. 24 сентября тогда назвали «Черной пятницей».

В контексте шопинга название зазвучало уже в 1950-1960-х годах. Люди взяли в привычку в пятницу после Дня Благодарения покупать новогодние подарки. Город стоял в пробках. Продавцы не справлялись. А полицейские нарекли день «Черной пятницей».

Однако предприниматели стали рассказывать в СМИ про «Черную пятницу» как про день «величайших возможностей» – акций и распродаж. И, вуаля! стоять в пробке стало уже не так обидно.

На кого влияет Черная пятница?

На всех!
Это воздействие за пределами нашего сознания. Чем выше уровень осознанности человека, тем сложнее уговорить его купить и тем более тонкие струны приходится затрагивать.

Итак, на чем играют маркетологи?


Примитивные манипуляции:

1. Страх потерять, не успеть, упустить. Его запускают такие слоганы, как: «Только сегодня», «Осталось 5 штук», «3 дня до повышения цены», «Поторопитесь, последняя пара на складе и на нее уже три заказа».

2. Чувство долга. Если мне что-то дали, я обязательно должен вернуть. Так работают пробники товаров и демомероприятия.

3. Возможность ощутить себя беспечным младенцем. Этой потребности очень сложно противостоять. Любое решение «Под ключ» включает этот механизм: «За меня подумали», «Обо мне позаботились».

4. Потребность в принадлежности. Желание быть включенным в группу или страх быть исключенным из нее. Слоганы типа: «Уже миллион человек купили» работают на этом уровне.

Но если вы научились распознавать эти манипуляции и стойко проходите мимо пестрящих предложениями витрин, это еще не значит, что для вас не приготовили что-то посерьезнее.


Тонкие манипуляции:

1.Принадлежность к избранным. Сюда отнесем все VIP-залы, специальные места и индивидуальное обслуживание. Кстати, стать аудиторией для этой игры не так уж и плохо. Это значит, у вас достаточно амбиций для роста.

2. Совпадение по ценностям. Подчеркнуть, что упаковка производится из биоразлагаемого материала - значит привлечь к себе внимание сторонников защиты природы. И т.п.

На какие манипуляции поддаетесь вы? Что покупали недавно? Что привлекло ваше внимание? Какие еще манипуляции мы упустили?

Подумайте! Поделитесь наблюдениями.

Завтра расскажем, как их обходить.