Начальный этап Великой Отечественной войны стал для Красной Армии периодом поражений. Были разгромлены не только пехота, танки и артиллерия. Даже в воздухе советские летчики проигрывали врагу. Или последнее было связано с опытными летчиками, которые становились командирами не в строю, а в камерах Лубянской тюрьмы?
Одним из первых советских героев-побратимов был генерал-лейтенант Яков Смушкевич, воевавший в Испании и на Халхин-Голе. Он был родом из Ракишкиса, Литва, а его семья переехала в Вологду во время Первой мировой войны. Якоб работал здесь с 13 лет, помогая своим родителям. Смушкявичюс был среди революционеров в феврале 1917 года. В начале гражданской войны он добровольцем вступил в ряды Красной Армии.
До конца своей жизни Джейкоб был связан с вооруженными силами. Будучи гражданским офицером в 4-м одноместном боевом крыле, он никогда не отказывался от своей мечты стать пилотом. Он начал учиться летать, как он почти всегда делал в то время, на самолете U-2. Тем временем будущий авиатор заочно учился в университете. В конце 1931 года Смушкевич стал командиром специальной авиационной бригады в Витебске. Якоб, тем временем, учился в Качинской авиационной школе и окончил ее в 1932 году.
После того, как авиабригада добилась успехов в показательных полетах, летом 1935 года Иосиф Сталин встретился со Смушкевичем. Возможно, это повлияло на судьбу Якова, который осенью 1935 года стал бригадным генералом (эквивалент генерал-майора).
Испанская война, начавшаяся в июле 1936 года, сыграла важную роль в путешествии Смушкевича. Летчики-добровольцы из Советского Союза и других стран отправились на помощь республиканцам, и в октябре 1936 года Смушкевич, который стал генералом "Дугласа" в Испании, прибыл на самолете "Дуглас DC-3". Джейкобс быстро создал Международную эскадрилью. Будучи командующим ВВС, Смушкевич добился больших успехов в Испании, за что был награжден медалью Ленина. Вернувшись в Москву летом 1937 года, он получил звание чрезвычайного комиссара и был награжден второй медалью Ленина и орденом Героя с Золотой Звездой, а затем продолжил учебу в Воронежской академии. Он был назначен заместителем Верховного главнокомандующего ВВС.
- В 1938 году Джейкоб уже был опытным пилотом, но в апреле, во время тренировочного полета на самолете P-10, у самолета отказал двигатель. В результате аварии он получил травмы обеих ног. С тех пор Смуртскевич не летал. Хотя ему пришлось буквально заново учиться ходить, он остался на службе. Ночью он даже спал в своем кабинете, где за ширмой устроил себе кровать.
Сталин высоко оценил работу Смушкевича. Когда весной 1939 года начались события на реке Кашин-Гол, Советский Союз помогал Монголии в войне против Японии. По инициативе Смушкевича были сформированы эскадрильи советских летчиков, которые воевали в Испании, а затем в Китае. Яков, командовавший этой эскадрильей, отправился в Монголию.
Там он познакомился с Георгием Жуковым, командующим Первой группой армий. С прибытием советских воздушных асов и их командиров ситуация стала быстро меняться в пользу Красной Армии. Советские военно-воздушные силы доминировали в воздухе. Ситуация на местах также изменилась. Это стало результатом сотрудничества между сухопутными и военно-воздушными силами, которое Смушкевич осуществил впервые в истории войны. Осенью 1939 года Яков вернулся в Москву. Вскоре он был назначен командующим Национальными военно-воздушными силами. За заслуги в боях на Калхин-Голе он был награжден второй Звездой Героя.
Отставка Смушкевича стала неожиданностью. За несколько дней до этого Сталин консультировался с ним по вопросам организации советской обороны, а осенью 1940 года он стал помощником Жукова на посту начальника Генерального штаба. Затем наступил день 7 июня 1941 года, который перечеркнул все предыдущие события. Смушкевич был доставлен в больницу, где ему была сделана повторная операция. Министерству внутренних дел удалось провести "пилотное дело". Когда Смушкевича допрашивали, он лежал на носилках и не мог встать.
Яков Смушкевич, дважды Герой Советского Союза, Герой Испании и Герой Халкин-Гола, был казнен 28 октября 1941 года. Его бывшие командиры и бойцы были казнены одновременно. В начале войны Советский Союз имел пятикратное преимущество над Германией по количеству истребительной авиации. Прошлое не бьется в кавычках, но если бы ВВС находились под руководством опытного командира, даже если бы немецкие потери через полтора месяца были три к одному, у немцев не было бы больше истребителей.
"Если вам понравилось это сообщение, пожалуйста, поставьте лайк. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить ни одного интересного эпизода...