“Все друзья меня ненавидят” (All My Friends Hate Me) – дебютный полнометражный фильм Эндрю Гейнорда (Andrew Gaynord). До “Друзей” в фильмографии Гейнорда были короткометражки и сериалы. Самым популярным является “Викарий из Дибли” (1994-2020, The Vicar of Dibley), а именно – это один эпизод, созданный для разрядки смехом (comic relief), The Bishop of Dibley, который вышел в эфир 13 марта 2015 года в память о комедийном актёре Роджере Ллойде Паке (Roger Lloyd Pack).
Сюжет фильма “Все друзья меня ненавидят”
История, с одной стороны, интересная, потому что постаралась рассказать о человеке, который считает себя центром Вселенной, с другой стороны, ей не хватило креатива, чтобы выдержать форму для раскрытия этой темы.
По сюжету Пит отправляется в загородный дом своего университетского друга Джорджа, чтобы отметить свой 31ый день рождения. Там должны собраться все те, с кем он более-менее нормально общался во время обучения, а также – присоединиться его девушка Соня. Пит приезжает в дом в авто с оглушительно звучащей из открытых окон музыкой "Sandstorm" Darude, но в доме никого нет.
Мои впечатления о фильме
Звучит интригующе, равно как и начинается всё это действие. На самом деле у фильма очень красивая съёмка – операторская работа тут заслуживает внимания. Планы сами по себе красивые, словно фотографии для журнала о прелестях сельской жизни в Великобритании. Те, что показывают дневное время, насыщены цветом, те, что в помещении – сделаны так, что отчётливо видны все предметы, то есть свет выставлен чудесно. Каждая комната, в которую попадают действующие лица, похожа на пещеру и богато украшена, всё это поглощает Пита своими насыщенными красно-синими холодными тонами, заставляя его выглядеть маленьким и невзрачным. Каждая дверь слегка приоткрыта, создавая лабиринт случайного подслушивания. “Хореография” передвижений выстроена неплохо – отслеживать логику общения всех персонажей с героем нормально. Только остаётся пробел, для полного погружения не хватает целостности между центральной идеей и воплощением. Но слабая симпатия к фильму всё же теплится, потому что показанная ситуация выглядит знакомой и немного привычной.
Как мне кажется, можно было сделать фильм саркастической комедией с “акцентом” под Шелдона Купера или доктора Хауса, чтобы образ Пита получился живее, объёмнее, выразительнее. Добавить ему больше противоречий в характер, например. Мне не хватило в нём харизмы и причин, чтобы подключиться к нему и начать переживать. Мне интереснее было наблюдать за Гарри с его эксцентричными выходками (появление с гусём в руках, пробежка с топором по лесной опушке, спонтанные записи в блокнотик), а он не главный герой при этом. А хронометраж фильма всего полтора часа, чтобы увлекаться второстепенными лицами, когда каждая минута на счету.
При просмотре было ощущение, местами казалось, что это триллер – некоторые моменты наталкивали на мысль, что всё это сюрреально, и в итоге раскроется, что зрителя погрузили в сон Пита; ещё было ощущение, что это комедия в духе “Идеальных незнакомцев”, и в итоге все действующие лица выберут ту реальность, какая им больше по нраву. По итогу трудно понять, какой это именно жанр. Это просто исследование психотипа человека, портрет нарцисса в игровой форме.
В центре внимания (своего и зрительского) Пит. Ему кажется, что всё происходящее вокруг имеет своей целью задеть его чувства. И он охотно обижается. Если я правильно поняла, то в All My Friends Hate Me иллюстрируется такая психологическая ситуация, как синдром жертвы. Психология “синдромом жертвы” называет черту личности или привычку человека считать себя заложником обстоятельств и смиренно терпеть обиды от других. “Жертва” отказывается взрослеть, а, следовательно, принимать решения и брать на себя ответственность. Сцена с охотой на куропаток как раз подходит для поддержки образа – там как раз прослеживается попытка Пита защищаться в то время, как пресловутые все окружают его с ружьями. Психологи подозревают в жертве скрытые причины для такой позиции. Если человек находится в страхах и недоверии к окружающему миру, значит, что-то внутри пугает его, и это сформировалось в раннем возрасте. Но в фильме нет особенно подробной проработки образа Пита с его внутренними элементами. Режиссёр Эндрю Гейнорд перемежает монологи тревожными и сбивчивыми кадрами, словно бы поддерживающими эти монологи, он сочетает ужас и юмор в том, как люди думают, что их видят, и тем, как людей видят на самом деле. Повторюсь, Гарри, которого друзья привели из паба, намного занятнее, чем Пит.
Мне больше всего понравилась идея финального сюрприза. Он правда кажется чужеродным и опять же недодуманным в рамках фильма, но всё же.