Найти тему
Закрытая книга

Пелевин переизобрёл маркетинг в «Generation “П„»... Не желая этого

Оглавление

Ведь если задуматься — он писал эту книгу как издевательство. Стёб. Пародию. А маркетологи — восприняли её как руководство к действию. Руководство, которое «вытянуло» на рынок как минимум один ныне известный товарный знак... И сформировало рекламную политику едва ли не половины оставшихся.
Всё это при том, что Пелевин, повторюсь, не писал книгу как руководство к действию. Но получилось, что получилось. Так что — сегодня я расскажу о том, какие инновации он привнес, рассказав в книге... И буквально пару слов о ней самой.

Да, действительно, «Generation “П„» не была задумана как руководство к действию. Наоборот, она была создана как сатирическая пародия на российское общество и массовую культуру 90-х годов. Но, как часто бывает, реальность превзошла вымысел, и книга стала своего рода библией для маркетологов и рекламистов.

Символика и брендинг в «Generation “П„»

Одной из главных инноваций, которую Пелевин привнёс в свою книгу, стало использование символики и брендинга как мощного инструмента воздействия на массовое сознание. Герои книги работают в рекламном агентстве и занимаются созданием брендов... Оказалось, что бренд можно сделать буквально из всего, что попадается ему под руку, включая икону Божией Матери и ковёр с изображением Карла Маркса.

А «Никола» так вообще в реальную жизнь просочился

Вот это один из наглядных примеров того, как книга «Generation “П„» стала руководством к действию для маркетологов. В книге, Татарсккий создаёт, как сейчас бы сказали, импортозамещённый бренд «Никола», который становится настоящим хитом на рынке благодаря своей оригинальной упаковке и рекламной кампании.

-2

Оказалось, что этот вымышленный бренд настолько заинтересовал маркетологов, что несколько лет спустя квас «Никола» был запущен в производство настоящей компанией «ДЕКА». И неожиданно стал популярным в России, даже, вроде как, уйдя на экспорт в СНГ...

Теория мёртвого государства

Это, конечно, не столько маркетинг, сколько политология, если не конспирология — и тема заслуживает отдельной статьи (которую я, пожалуй, вскоре напишу)...
Но что, если общество... Мертво?

-3

Вы можете дать гарантию, что всё наше правительство — не цифровые копии? Хоть кто-то видел президента вживую? А теперь думаем. И боимся. Потому что именно этот вопрос задал Пелевин тогда.
Потому что сейчас нейросети позволяют подменить и голос, и лицо, сконструировать человека-миф «из ниоткуда».

Если сегодня эта технология доступна буквально каждому... То кто может дать гарантию, что она не была доступна условным военным с суперкомпьютером четверть века назад?

Тихий путч, которого никто не заметит. Просто в один день все ключевые фигуры уснут навсегда, а на следующий — из телевизоров заговорят их цифровые копии. Ведь избиратель голосует не за живого человека «Путин», а за бренд из телевизора...

И если те самые четверть века назад это, в изложении «Generation “П„», звучало как постмодернистская шутка, то теперь... То теперь это уже звучит страшно. И вдвойне страшно — от того, что «теорию мёртвого государства» нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, в отличие от классических «теорий заговора».

И...

«Generation “П„» - это книга, которая поражает своей необычностью и остротой сатиры. В ней Пелевин разоблачает российское общество 90-х годов, его идеологию и ценности. Главный герой книги становится свидетелем массового потребительского безумия, которое охватывает Россию в постсоветскую эпоху.

В книге много сюрреалистических элементов (а сюрреалистических ли, смотря из дня сегодняшнего?), фантастических сюжетов и неожиданных поворотов. Однако, несмотря на всю её нелепость, книга прямо-таки вырвала своё место в массовой культуре, став объектом внимания маркетологов и рекламистов.

-4

Пелевин, не желая этого, переизобрёл маркетинг и привнёс в книгу новые идеи, которые затем стали стандартом в рекламной индустрии. Брендинг, символика, оригинальные упаковки - все эти инновации, которые мы сегодня считаем обыденными, были впервые использованы в «Generation “П„».

И нам очень сильно повезло, если «цифровые лидеры» не стали/станут одной из таких инноваций. Или, того хуже, не были.

Эта книга доказала, что искусство может иметь огромное влияние на массовое сознание и даже формировать культурные стереотипы.

В заключение, могу сказать, что «Generation “П„» остаётся актуальной и сегодня, более двадцати лет спустя после её написания. Она стала одной из самых известных и влиятельных книг в постсоветской культуры — и продолжает менять мир. Даже спустя столько лет...

Подписка, лайк, комментарий на тему — всё, что нужно для поддержки канала. Это несложно:-)