На прошлой неделе подобралась любопытная книжная компания для разговора с первоклашками. На мой взгляд, все эти истории особенно хороши для дошкольников, но нашим младшеньким тоже понравились книги! Поделюсь с вами, что мы читали, о чём говорили, вдруг тоже заинтересуетесь.
Стихотворение Лены Гулыги "Сны"
Кошке снится, что она ТИГР,
Ветке снится, что она ДУБ,
Спичке снится, что она ПОЖАР,
Птичке снится, что она САМОЛЁТ,
Льдинке снится, что она АЙСБЕРГ,
Речке снится, что она ОКЕАН,
А Петьке снится, что он ВЕЛИКАН.
Вспомнили мы, как любим разные игры, карнавалы, когда есть возможность примерить чей-то образ на себя, побыть недолго кем-то другим, не собой, а потом стали читать и рассматривать книгу Дэва Петти "Не хочу быть лягушкой":
Лягушонок готов быть кем угодно, только не лягушонком, потому что это мокро, склизко, ему надоело есть жучков. Мама (или папа?) спокойно выслушивает все претензии и не обещает никаких чудес, наоборот, каждый посыл лягушонка встречает мамино: "Ты не можешь стать кошкой (зайчиком, свинкой, совой)!" Она не убеждает, что есть жучков и быть склизким - это замечательно. И в этот момент появляется волк, готовый съесть и зайчика, и сову, но только не мокрого лягушонка. Как говорится, вместо тысячи слов...
История с юмором рассказана и нарисована, дети с удовольствием включились в чтение и предугадывание дальнейших фраз, а потом мы с ними поговорили, как здорово - быть собой, пусть даже у тебя нет длинных ушей, пятачка или крыльев, зато точно есть какие-нибудь другие достоинства, важно их видеть, понимать, знать.
Кстати, дети тут же вспомнили и других лягушат, не очень довольных своей внешностью:
Сказку Елены Бехлеровой "Лягушата в красных шляпках" мы читали в октябре в связи с другой темой, я была рада, что дети не только не забыли, но и уместно вспомнили.
А дальше - Сергей Михалков "Что кошка себе вообразила":
История ещё короче, именно она и помогла нам обсудить, как плохо хвастаться и зазнаваться. Да, достоинства мы у себя найти можем, но родня кошки - это её заслуга? Хорошо, что осёл помог ей быстро это понять. В книге целая галерея кошачьих, но вначале мы сами попробовали вспомнить всех, кого знаем.
Сказка Эдгара Вальтера "Котя и Филя" ничего нового не добавляла к уже нами сказанному, но предсказуемо детям нравится наблюдать, как происходят метаморфозы, когда чудо случается и ты можешь позаимствовать желаемое у другого:
"И подумать иногда - хорошо!" - вот итог этой весёлой и предсказуемо провальной затеи.
Уже после нашего обсуждения мне попалось стихотворение Джанни Родари, добавлю его в рассказ:
Впереди нас ждала история Брендана Венцеля "Все видели кота":
А какими нас видят другие? Всегда ли взгляд со стороны совпадает с нашим собственным представлением о себе? И получится ли увидеть одно и то же, если все мы разные?
Чудесный грациозный кот (это я его таким вижу) начинает свой путь. Он идёт и идёт, каждый, кто за ним наблюдает тоже видит кота, но каким? Для собаки он раздражитель, для лисы - добыча, для мыши - главный ужас, для блохи - отличное место путешествия. Да, тут можно добавить и знания по биологии (что некоторые первоклассники и сделали во время нашего разговора): про ощущения червя, про цвет у змеи, про эхолокацию летучих мышей. Но нам потом нужно было прийти к финалу вместе с котом, чтобы узнать, а каким же он увидит себя!
На каждого можно смотреть с разных точек зрения, а есть ли среди них единственно верная? Нет, каждый прав по-своему.
В финале нашей встречи мы ещё немножко повеселились, отгадывая загадки-обманки (в сети их уйма). Мне кажется, именно тут они были уместны:
Зимой в берлоге видит сон
Лохматый, косолапый…
(не слон – медведь)
И пока я собиралась, дети обсуждали, кому какая книга больше понравилась. Сразу скажу, ни одна не осталась без их симпатий.
Сразу добавлю, что я не учитель начальных классов. Так сложилось, что несколько лет назад и у них нашлось место для моих факультативных занятий, поэтому я регулярно и с удовольствием хожу к ним в гости!
Это первый мой рассказ на канале о книжной встрече с детьми, хотя подборки, появляющиеся здесь, тоже не просто так: я их использую затем в работе.
В связи с этим мой вопрос к читателям канала: интересны ли вам рассказы о моей работе с детьми? Продолжать ли? Какой возраст интересует больше (если интересует)? Про всё и всех физически не смогу: тогда нужно забросить саму работу, а это в мои планы не входит! Если вежливо промолчите - тоже пойму, продолжу об этом писать только по мере необходимости для себя.