Только во время встречи со странным незнакомцем будущий протоиерей понял, что чудом уцелел.
После возвращения с войны Валентин Бирюков начал трудиться продавцом в небольшом селе Гришкино, что в Томской области. Он очень хотел поступить в семинарию или уйти в монастырь, но его никак не отпускали с работы.
Случай, который он до старости вспоминал с глубоким волнением, произошел в 1948 году.
Рабочий день уже подходил к концу, было около 7 часов вечера. Вдруг в магазин зашел незнакомец. Бирюков не знал этого человека, да и потом так и не понял, кто это был. Обычный мужчина чуть старше 50 лет, с добрым и простым лицом.
Человек закрыл за собой дверь на крючок, повернулся к нему и проговорил:
«Встань, Валентин, на колени, повернись лицом на Восток и перекрестись три раза. Слушай внимательно, я сейчас тебе расскажу про прошлое, будущее, про друзей твоих, обо всем расскажу».
Незнакомец поведал, что, где и когда с фронтовиком происходило, рассказал о тех местах, где тот бывал, про ранения, операции, болезнь. Назвал и родственников, друзей, однополчан. Бирюков смотрел на него с подозрением и задумывался:
«Не может он всего этого знать! Тем более о том, что я был в блокаде!»
А когда незнакомец сказал, что у него осколок в пояснице засел, то в этот момент он окончательно поверил ему. Поверил, что мужчина говорит правду! Фронтовик расплакался, ведь никто не знал об этом, он даже отцу и матушке не говорил, не хотел расстраивать их.
Потом незнакомец спрашивает его:
«Ты помнишь, вы шестеро друзей-солдат договорились, чтобы никогда матерное слово не произносить и друг друга не обижать?»
«Конечно, помню!» – только смог промолвить он, и снова слезы хлынули из глаз от страха. Бирюков не понимал, откуда этот мужчина знает все его секреты.
«Вы искренне молились, умоляли Бога оставить вас живыми. И вот ты жив. Живы и твои друзья. А вы помните, как трупы вокруг вас лежали? Если бы вы матерились, скверные слова говорили, то лежали бы там тоже. Вот теперь понимай, что значит брань, а что значит молитва. Передай другим, чтобы не сквернословили, а молились во время беды. Господь обязательно поможет!
Молитва сохраняет жизнь в бою, мат – губит. Потому что бранью ты оскорбляешь Богородицу, родную Мать и родную землю!».
Позже Валентин Бирюков все-таки посвятил жизнь Господу, став священником Новосибирской Епархии. Три сына протоиерея тоже пошли в священники. А историю встречи с незнакомцем отец Валентин приводил в назидание прихожанам храма, чтобы уберечь их от сквернословия.
Ведь не зря святитель и богослов Тихон Задонский называл мат ядом, которой постепенно убивает душу христианина. Библия же и вовсе относит грех сквернословия к числу тяжких. Мат – это молитва сатане.