Вам должны за работу или вы дали в долг? Иногда события развиваются так:
Когда вы в первый раз напоминаете о долге, вам отвечают извиняющимся тоном. Оправдываются. Поясняют возникшие сложности. И обещают отдать.
Во второй раз отвечают слегка раздраженно. Ну как вы не понимаете, что пока никак невозможно вам отдать деньги? Неужели трудно немного подождать? Все очень сложно. Обязательно отдадим! Потом.
А в третий раз уже и напоминать неловко. Вы собираетесь с духом и все же напоминаете, чувствуя безнадежность…
Правильно чувствуете. Потому что вам отвечают уже довольно грубо. С откровенным раздражением. Нет пока денег! Вам же уже это сказали. Ну можно ли быть таким навязчивым? Когда будут деньги, отдадим. Вам же ещё в прошлый раз это сказали!
А потом отвечать перестают. Или вы перестаёте напоминать. Потому что вы поменялись ролями. Теперь вы - назойливый попрошайка. А тот, кто должен - уже ничего не должен. Вам столько раз объяснили, а вы не понимаете. И продолжаете лезть к людям, выпрашивать деньги. Как нищий или как нахальный вымогатель.
Все, кому не платили за работу или не отдавали долг, знают про эту смену ролей.
И тот, кто с вами так поступил, отлично эту манипуляцию знает и применяет.
Не только с вами так обходится. Это «игра в дурака», в которой «дураком» и вымогателем становится тот, кому должны.
После первого раза надо переходить к юридическим действиям. Если это возможно. Законно требовать долг.
Если невозможно, если долг никак не зафиксирован, придётся пройти через второй и третий раз, без извинений и просьб. Формально. Сухо потребовать деньги. Просто чтобы себя успокоить: мы сделали все, что могли.
А потом вычеркнуть из жизни и долг, и этих людей. И никогда не иметь с ними дел.
Если деньги не отдают вовремя, если приходится напоминать, ничем хорошим это не кончится. Даже если сначала отдадут. Нехотя, промедлив, с ожиданием вашей благодарности… Потом отдавать перестанут. И лучше не работать с такими людьми. И не одалживать им ничего; чтобы не оказаться в роли назойливого попрошайки.
Анна Кирьянова