Американская система ПРО не в состоянии противостоять российским и китайским ракетам, пишет экс-советник Трампа Джон Болтон в статье для WSJ. США нужно срочно исправить ситуацию и укрепить противоракетную оборону, призвал он.
Иран сейчас хвастается, что в его распоряжении есть гиперзвуковые баллистические ракеты, способные уничтожать все существующие системы противоракетной обороны – даже в Соединенных Штатах. Хотя некоторый скептицизм в отношении заявлений иранского режима вполне оправдан, может оказаться, что он не блефует.
<...>
К сожалению, нынешнее состояние американской системы противоракетной обороны удручающе неадекватно для того, чтобы защитить страну от мощных ударов баллистических ракет. Вашингтону следует сделать укрепление нашей системы ПРО одним из своих важнейших приоритетов.
Кажется, даже президент Байден понимает, насколько важна эта задача. Будучи сенатором, в 2001 году он решительно выступил против принятого Джорджем Бушем решения отказаться от Договора по противоракетной обороне 1972 года и создать систему ПРО. Тогда Байден был уверен, что планы администрации Буша эквивалентны "поднятию стартового пистолета, который начнет новую гонку вооружений в мире". Но времена меняются. В "Обзоре по противоракетной обороне", опубликованном администрацией Байдена в конце октября, говорится о "расширяющемся и увеличивающемся риске", который ракетные технологии несут для Соединенных Штатов, их вооруженных сил за рубежом и наших союзников, а также о возросшей потребности в противоракетной обороне.
Мнение Байдена изменилось не только из-за Ирана, который дополнил свои заявления об успехах в области ракетных технологий угрозой, что любой, кто попытается вмешаться в дела государства, "дорого за это заплатит". Пока эксперты выдвигают предположения о том, что Северная Корея готовится провести уже седьмые ядерные испытания (первые с 2017 года), администрация Байдена беспокоится, что Пхеньян вполне может перейти от испытаний ядерного оружия к его применению против того или иного противника. Одним из свидетельств этой тревоги стало недавнее заявление министра обороны США Ллойда Остина, который пригрозил, что такой удар будет означать "конец режим Ким Чен Ына".
Северокорейские системы доставки ракет, которые, как и иранские, основаны на российской ракетной технологии СКУД, тоже стремительно совершенствуются. Недавним заявлениям Тегерана о его достижениях в области создания передовых ракет и в его ядерной программе в целом способствовала техническая помощь Пхеньяна. Иран просто следует примеру Северной Кореи. Пхеньян проводит испытания в ускоренном темпе, включая запуск 23 ракет второго ноября – одна из них упала вблизи территориальных вод Южной Кореи. После этого Северная Корея провела испытания межконтинентальной баллистической ракеты, которые вынудили японские власти принять меры по обеспечению гражданской обороны, хотя в конечном счете было установлено, что тот запуск провалился.
От Китая и России тоже исходит растущая ядерная угроза. Обе страны выступают с все более агрессивными заявлениями касательно ядерного оружия и наступательной войны. Между тем система ПРО, которую выстроила Америка, не раз демонстрировала свою неадекватность и ограниченность, а сейчас она попросту не в состоянии противостоять этой угрозе.
У Вашингтона нет оправданий тому, в сколь скудном состоянии остается его национальная противоракетная оборона спустя два десятилетия после выхода Соединенных Штатов из Договора об ограничении систем ПРО. Пока наши соперники развивали гиперзвуковые и другие несущие угрозу новые технологии, средства сдерживания Америки и ее готовность симметрично отвечать военным путем лишь снижались. Недавние испытания, проведенные Северной Кореей, заставили некоторых консерваторов заявить, что теперь нам необходимо считать эту диктатуру государством, имеющим в своем распоряжении ядерное оружие. Между тем не нужно быть ястребом, чтобы осознать огромное значение совершенствования наших средств противоракетной обороны. Они разрабатываются и развертываются в оборонительных целях – чтобы защитить невинных граждан. Любой президент без колебаний применит средства противоракетной обороны в случае атаки, особенно ядерной, даже если он опасается наносить ответный удар по противнику, – вопреки интересам нашей национальной безопасности и принципам политики сдерживания.
Нам не нужна безупречная система, чтобы мы могли повлиять на расчеты наших противников касательно рисков наступательных действий в отношении Соединенных Штатов. Тем не менее, сегодня опасность ракетных ударов по территории Америки заметно выше, чем два десятилетия назад, а наши оборонные возможности не были усовершенствованы соответствующим образом. Соединенным Штатам необходимы противоракетные системы большей точности – и их самих должно быть намного больше. Мы должны развернуть наши оборонные системы, чтобы противостоять угрозам со стороны государств-изгоев, а также Китая и России.
Эти усилия должны быть намного более амбициозными, чем все прежние попытки. Когда 20 лет назад Буш вышел из Договора об ограничении систем ПРО, он создал программу противоракетной обороны, чтобы защитить страну от "горстки" атакующих ракет со стороны государств-изгоев, а также от случайных запусков со стороны России и Китая – и это было совершенно адекватной мерой, если учесть характер угроз в то время. Сегодня оружие государств-изгоев намного более совершенно, риторика Москвы становится все более воинственной, а Пекин быстро наращивает свой ядерный арсенал. В ответ на это нам необходимо срочно укрепить противоракетную оборону страны, что в свою очередь также поможет нашим союзникам. Те технологии, которые мы разрабатываем, чтобы защитить себя, можно использовать и для защиты наших союзников.
Современные угрозы не оставляют нам возможности для промедлений и ошибок. Противоракетная оборона должна быть ключевым приоритетом в нашей стратегии национальной безопасности.
Джон Болтон – бывший советник президента США по вопросам национальной безопасности (2018–2019), бывший посол США в ООН (2005–2006) и автор книги "Комната, где все произошло: Мемуары из Белого дома" (The Room Where It Happened: A White House Memoir).