Всем привет! Сегодня поговорим о стертой дизартрии. Что же такое стертая дизартрия?
Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О.А. Токаревой, которая характеризует проявления «стертой дизартрии» как легкие (стертые) проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью преодоления.
Среди причин, вызывающих стертую дизартрию, различными авторами были выделены следующие:
1. Нарушение иннервации артикуляционного аппарата, при которой отмечается недостаточность отдельных мышечных групп (губ, языка, мягкого неба); неточность движений, их быстрая истощаемость вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы.
2. Двигательные расстройства: трудность нахождения определенной артикуляции, необходимой для произнесения того или иного звука.
3. Оральная апраксия.
4. Минимальная мозговая дисфункция.
Стертая дизартрия - это речевое расстройство, при котором страдает произносительная сторона речи, темп, выразительность, плавность, модуляция, голос и дыхание (фонетические и просодические компоненты речевой функциональной системы).
Стертая дизартрия в логопедической практике — одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи.
Стертая дизартрия возникает вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. Предпосылками для возникновения данного речевого нарушения выступают:
- Осложнения гестации. Наличие артериальной гипертензии, нефропатии, иммунологической несовместимости, гестационного диабета, таксикозы при беременности и других патологий приводит к фетоплацентарной недостаточности. В результате плод страдает от дефицита питательных веществ и кислорода, следствием которых являются внутриутробная гипоксия и задержка развития;
- Внутриутробные инфекции. Негрубые поражения центральной нервной системы плода обычно происходят при инфицировании в третьем триместре гестации. Для последующего развития речевой моторики опасность представляют врожденная герпес-инфекция, токсоплазмоз, цитомегалия, гепатиты и другие.
- Патологическое течение родов. Это затяжные или стремительные роды, длительный безводный период, легкая асфиксия новорожденного, а также акушерские операции с применением щипцов, вакуум-экстракции увеличивают опасность внутричерепной родовой травмы у младенцев.
- Заболевания доречевого периода. Повреждение центральной нервной системы в первый год жизни может быть обусловлено поствакцинальными осложнениями, а у не привитых детей - тяжелым течением инфекционных заболеваний (гриппа, краснухи, менингококковой инфекции и др.), осложненных менингитом или энцефалитом.
При стертой форме дизартрии обычно выявляется поражение нижней ветви тройничного (V пара), лицевого (VII пара), языкоглоточного (IX пара), подъязычного (XII пара) нервов. В результате нарушается функция мышечных групп, иннервируемых этими черепно-мозговыми нервами. При поражении тройничного нерва возникает ограничение подвижности нижней челюсти, отмечаются синкинезии губ и языка. Нарушение функции лицевого нерва предопределяет недостаточный объем мимических движений, сглаженность и асимметричность носогубных складок. Иннервационной неполноценностью языкоглоточного нерва объясняется назализация речи, гиперсаливация, ограничение амплитуды движений корня и спинки языка. Функциональная недостаточность подъязычного нерва обусловливает трудности удержания артикуляционной позы и поднятия языка в верхнюю позицию, тремор языка.
При стертой дизартрии прежде всего страдает функция мышц языка, окружности рта, нёба, мимических и жевательных мышц, участвующих в управлении моторной стороной речи. Ведущим нарушением при стертой дизартрии выступают устойчивые фонетические дефекты. Неполноценная иннервация артикуляторных органов негативно влияет на интонационно-выразительную сторону речи. Лексико-грамматические и фонематические нарушения обусловлены смазанной артикуляцией и потому носят вторичный характер.
У детей со стертой формой дизартрией нарушены: моторная сфера, звукопроизношение, просодическая сторона речи. Но все эти перечисленные дефекты выражены минимально, в стертой форме, поэтому обнаруживаются только при внимательном невролого-логопедическом обследовании. Обычно стертая дизартрия диагностируется в возрасте 5-6 лет. До этого речевые нарушения расцениваются как сложная дислалия. И только необычайная стойкость дефектов звукопроизношения заставляет специалистов взглянуть на проблему глубже.
Дети со стёртой дизартрией моторно неловки. У них ограничен объём активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Дети с данным нарушением речи неустойчиво стоят на одной ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «узенькой дорожке» и т.д. у них с трудом дается имитация движений: как идёт медведь, как летит птица, как дворник метет дорожки и т.д. Особенно заметна моторная несостоятельность на музыкальных и физкультурных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемость движений. Так же у детей со стертой дизартрией страдает тонкая моторика. Из-за того, что нарушаются дифференцированные движения пальцев рук, дети с трудом осваивают навыки самообслуживания (завязывание шнурков, застегивание пуговиц), испытывают неловкость при творческой работе (рисовании, аппликации, лепке), не любят игрушки с мелкими деталями (паззлы, конструктор).
Нарушение звукопроизношения носит множественный характер - фонетические дефекты затрагивают две и более группы звуков (обычно свистящие, шипящие и сонорные). Ненормативное произношение чаще всего представлено звуковыми искажениями (боковым и межзубным сигматизмом, горловым ротацизмом), часто в сочетании с отсутствием и заменами звуков, дефектами озвончения/оглушения и смягчения. Даже добившись нормативного изолированного звучания фонемы, с трудом удается автоматизировать нарушенный звук и ввести его в речь. Наряду со звукопроизношением нарушается просодический аспект: голос затухающий, прерывистый, немодулированный, назализованный, снижена интонационная выразительность речи. В целом речь ребенка плохо разборчивая, «смазанная».
По данным Л.В. Лопатиной, у детей со стёртой дизартрией наблюдаются нарушения целого ряда психических процессов:
- наблюдаются существенные отклонения в функционировании процессов речедвигательной и слуховой памяти. Отмечаются трудности запоминания текста, что возможно обуславливается не только расстройством активного внимания, но и нарушением фонематического восприятия, возникающим вследствие расстройства звукопроизношения;
- Пониженный уровень переключаемости и устойчивости внимания.
Дети не могут длительно концентрировать внимание, правильно распределять и удерживать его на определённом объекте. Для детей характерна повышенная отвлекаемость, рассеянное внимание, низкая работоспособность;
- Снижена мыслительной деятельности. Дети со стертой дизартрией с трудом выполняют задание на обобщение предметов, методом классификации, определяют последовательность событий в сериях сюжетных картинок с целью установления причинно-следственных связей и ориентировки во времени, группируют предметы и фигуры по форме, цвету, величине. При выполнении подобных заданий у детей наблюдается быстрая отвлекаемость, истощаемость, проявляется негативизм в случаях, требующих дополнительных волевых усилий.
Движения лицевой и мимической мускулатуры и артикуляционного аппарата детей со стёртой дизартрией отличаются быстрой истощаемостью, низким качеством, не имеют достаточной плавности, плавности, часть их выполняется детьми очень вяло, с низкой мышечной силой, не в полном объёме. Особенно часто нарушаются дифференцированные движения спинки языка, губ и кончика языка (Л.В. Лопатина, Е.Ф. Соботович). В ряде случаев отмечается невозможность или трудность нахождения и удержания заданного положения артикуляторных органов, наличие синкенизий, гиперкинезов языка и лицевой мускулатуры. Для одних детей характерна невозможность выполнения сложных движений, некоторая скованность, а для других характерна, наоборот, двигательное беспокойство. Л.В. Лопатина и Р.И. Мартынова, описывая двигательную сферу детей со стёртой дизартрией, отмечают, что, несмотря на наличие активных движений в полном объёме, они являются неловкими и замедленными. Г.В. Гуровец и С.И. Маевская указывают на ограничение объёма движений, как в нижних, так и верхних конечностях (сила в мышцах на стороне пареза оказывается ослабленной, а тонус - слегка повышенным).
По данным Р.И. Мартыновой, Г.В. Гуровец и С.И. Маевской, рефлекторная сфера таких детей имеет свои особенности. В ряде случаев наблюдаются непостоянные, истощающиеся рефлексы Бабинского, рефлексы орального автоматизма. Кожные рефлексы со стороны пареза снижены.
В следующей статье проведу обзор методик логопедической работы по преодолению стертой дизартрии у дошкольников.
Если статья была полезна, ставь класс и подписывайся на мой канал!
Спасибо за внимание!