Моторное масло состоит из основы и растворенной в ней композиции химических соединений, называемой пакетом (additive package) многофункциональных присадок. Сочетание базы (минеральная, полусинтетическая, синтетическая) и легирующих ее химических элементов (присадки) определяет уровень эксплуатационных свойств и качеств товарного продукта, а также возможность его применения в определенных типах двигателей: бензиновых, дизельных, газовых.
Разработкой и производством многофункциональных пакетов присадок занимаются специализированные компании, продукция которых используется смесительными заводами (blending plant) для изготовления смазочных материалов под разными брендами. По сути, рецептуру масла создает разработчик пакета присадок, а смесительный завод лишь четко следует его указаниям.
Производители многофункциональных пакетов присадок имеют в своем активе большое количество рецептур, по которым изготавливаются смазочные материалы различных классов качества. Все товарные масла в обязательном порядке проходят всесторонние лабораторные и натурные испытания, о чем свидетельствуют допуски автопроизводителей и соответствующая классификация по системам: API, ILSAC, ACEA, JASO или ГОСТ (для стран СНГ). Моторным маслам, изготовленным на основе сертифицированных пакетов присадок, в строгом соответствии с рецептурой, присваиваются соответствия и допуски автопроизводителей.
Несмотря на то, что пакеты присадок моторных масел одного и того же класса качества могут состоять из различных химических соединений, которые содержатся в определенных концентрациях, они имеют схожий функционал. Комплекс присадок состоит из:
- Модификаторов вязкости, депрессоров, которые корректируют индекс вязкости и иные свойства масла.
- Антифрикционных, противоизносных, противозадирных, антипиттинговых, металлоплакирующих и прочих компонентов, которые улучшают смазочные свойства.
- Ингибиторов коррозии, которые задают антикоррозионные свойства.
- Детергентов, задающих моющие свойства.
- Других компонентов (антиокислительные, противопенные, диспергирующие и т.д.).
Чаще всего пакеты присадок поставляются в виде концентрированного раствора химических соединений в масле, что значительно упрощает их смешивание с основой.
Совершенствование рецептуры моторных масел
Качество моторного масла и уровень его эксплуатационных свойств могут быть повышены двумя путями. Первый – улучшением характеристик базового масла. Например, за счет увеличения в ней доли синтетических масел IV и V группы. Однако это приводит к резкому удорожанию товарного масла и не всегда гарантирует достижение поставленного результата. По этой причине основная работа ведется в направлении корректировки химического состава пакета присадок.
Корректировка рецептуры омологированного пакета присадок в подавляющем большинстве случаев выполняется его разработчиком с целью улучшения отдельных свойств и качеств товарного масла. Данная работа, как правило, проводится совместно с производителем перспективного ДВС, для которого необходим новый смазочный материал.
Корректировка состава пакета присадок и рецептуры моторного масла может производиться также для повышения эксплуатационных характеристик масел, которые ориентированы на применение в моторах техники, работающей в сложных условиях. К таковым относятся: высокие нагрузки, суровый климат, использование топлива низкого качества, высокая запыленность воздуха или наличие в нем химических загрязнений в большой концентрации, увеличенные интервалы технического обслуживания силовых агрегатов и т.д.
Любое изменение рецептуры моторного масла влечет за собой проведение лабораторных и натурных испытаний смазочного материала, которые должны подтвердить достижение цели. Данная работа занимает продолжительное время и требует больших финансовых затрат. Однако, игнорировать ее нельзя, так как корректировка химического состава смазочного материала, направленная на улучшение его отдельных свойств и качеств, может вызвать нарушение баланса системы и привести к одновременному ухудшению других параметров.
Самостоятельное легирование пакета присадок
Самостоятельная (автовладельцем) корректировка химического состава моторных масел, путем введения в них присадок (aftermarket additives), например антифрикционных, может дать положительный эффект. Однако в этом случае без ответов остаются вопросы: как долго он продержится, как отразится на работе моторов, имеющих конструктивные отличия и использующих в качестве топлива бензин, дизельное топливо, сжатый природный (метан) или сжиженный (пропан-бутан) газ и т.д.
Исследования, проводимые независимыми лабораториями, производителями моторных масел и разработчиками пакетов присадок, свидетельствуют, что введение дополнительных химических соединений в сбалансированную систему, которую представляет моторное масло, может улучшить одни его свойства (синергетический эффект) и привести к ухудшениям других (антагонистический эффект). Это негативно отразится на ресурсе и надежности мотора, а также станет веской причиной прекращения гарантийных обязательств.
Вывод: пакеты присадок представляют собой уникальный набор химических соединений. Любое моторное масло, изготовленное по разработанной производителем пакета присадок рецептуре, есть сбалансированная система, несанкционированное вмешательство в которую, может привести к ухудшению свойств и качеств смазочного материала, ускоренному износу и преждевременному выходу мотора из строя. Вот почему все без исключения производители автомобильной и специальной техники категорически против внесения в допущенные ими моторные масла каких-либо сторонних ингредиентов или применения смазочных материалов, созданных на пакетах присадок, не прошедших всесторонние испытания.