Когда мы начинаем задумываться над самостоятельностью наших детей очень важно уделить внимание кухни.
Почему?
Во-первых, кухня связана с базовой потребностью - едой.
Во-вторых, современная кухня - это кладезь сенсорной информации. Здесь можно найти мягкое, твëрдое, жидкое; одна миска тяжëлая, другая имеет такой же размер, но существенно легче; можно учиться выстраивать логические связи - сначала налей, потом перемешай и пр.
В-третьих, развитие привязанности. Как бывает очень часто - маме нужно варить суп, а ребенок хочет играть вместе. Мама может отмахнуться от малыша или включить мультики, а ребенку на самом деле не так важны игрушки, как тесное общение с самым дорогим взрослым.
В-четвертых, мы очень много времени тратим на приготовление, еду и уборку после. Это время, хотя бы частично, можно тоже использовать для развития навыков наших детей.
Давайте на примере моей семьи разберемся с чего стоит начать.
1. Выделить отдельную полку в нижнем шкафу, которую ребенок сможет открывать сам. На этой полке стоит убрать всë лишнее и наполнять только кухонными принадлежностями, которые подходят ребëнку. Если ребенок только ползает и не может дотянуться до ручки дверцы, то стоит приклеить какую-то дополнительную ручку на низком уровне, которую ему будет удобно открывать. Также хорошим вариантом будет открытая полка совсем без дверей или небольшой столик с свободным доступом к нему.
Сейчас у нас дома есть одна коробка с личными кухонными аксессуарами детей, остальную посуду они берут с общей полки.
2. Приобрести башню помощника. В отличие от стула или простой подставки такие конструкции часто имеют ограждение с нескольких сторон, что намного безопаснее, если ребенок неполностью контролирует позицию стоя или нуждается в дополнительной поддержке. Сейчас очень много готовых вариантов, в конце статьи я приложу ссылку на хороший вариант башни на маркетплейсе Wildberries.
3. Выделить собственную посуду, в том числе из стекла/керамики. Даже если ребенок не до конца координирует себя, то всё равно очень советую давать ему не пластиковую, а настоящую стеклянную посуду. Во-первых, такая посуда более тяжëлая, а значит ребенок будет получать больше сенсорного опыта во время взаимодействия с ней. Во-вторых, если он её всё-таки разобьëт, то будет понимать - причинно-следственную связь, будет получать опыт личных ошибок и как эти ошибки можно исправить. Самое главное не ругать ребенка за промахи, просто достать совок и вместе убрать.
4. Выделить его личные совок и щётку. У нас такой набор висел на кухне на крючке, сначала я брала его сама для уборки случайных крошек, потом дети стали поддерживать.
5. Кувшин для воды. Сейчас у нас кувшин объемом 500 мл, до этого использовали молочник от сервиза, его объем, думаю, не более 250 мл.
Первое время стоит наливать воды не более, чем на одну кружку, потом можно наполнять его больше.
6. Нож. Есть вполне безопасные ножи, которые можно предложить даже ребенку с серьезными моторными особенностями.
Начинать можно с банана, а потом предлагать более твёрдые продукты.
Указанных пунктов более, чем достаточно, для того чтоб начать привлекать ребенка на кухне. Все товары, которые я указала выше, найти очень просто - они доступны в маркетплейсах. Для того чтоб облегчить вам поиски я подготовила ссылки на товары с Wildberries.
4. Рифлёный нож