Найти в Дзене
Кофе с Кандинским

"А он был страшный..." Как Петр Первый восхитил Валентина Серова.

В 1907 году автор "Девочки с персиками" создал абсолютно выдающийся портрет российского императора на фоне строительства Петербурга. Эта работа отразила долгие изыскания художника на волновавшую многих тему: каким был Петр? В 1906 году известный издатель Иосиф Кнебель решил выпустить серию книг для школьников под названием "Картины русской истории". Тогда он предложил известному русскому художнику Валентину Серову изобразить Петра Великого - важнейшую фигуру в жизни страны. Серов взялся за дело с большим энтузиазмом, неоднозначная личность Петра завладела его вниманием настолько, что появилась целая серия работ на тему петровской эпохи. Художник специально посещал загородные дворцы XVIII века, изучал и делал зарисовки с гардероба монарха и долго-долго вглядывался в посмертную маску Петра. Во время работы над произведениями Серов писал: Обидно... что его, этого человека, в котором не было ни на йоту тщеславности, оперы, всегда изображают каким-то оперным героем и красавцем. А он был ст

В 1907 году автор "Девочки с персиками" создал абсолютно выдающийся портрет российского императора на фоне строительства Петербурга. Эта работа отразила долгие изыскания художника на волновавшую многих тему: каким был Петр?

Валентин Серов. Петр I на строительстве Петербурга. 1907. Государственная Третьяковская галерея
Валентин Серов. Петр I на строительстве Петербурга. 1907. Государственная Третьяковская галерея

В 1906 году известный издатель Иосиф Кнебель решил выпустить серию книг для школьников под названием "Картины русской истории". Тогда он предложил известному русскому художнику Валентину Серову изобразить Петра Великого - важнейшую фигуру в жизни страны.

Серов взялся за дело с большим энтузиазмом, неоднозначная личность Петра завладела его вниманием настолько, что появилась целая серия работ на тему петровской эпохи. Художник специально посещал загородные дворцы XVIII века, изучал и делал зарисовки с гардероба монарха и долго-долго вглядывался в посмертную маску Петра.

Валентин Серов. Петр I в Монплезире. 1910-1911
Валентин Серов. Петр I в Монплезире. 1910-1911

Во время работы над произведениями Серов писал:

Обидно... что его, этого человека, в котором не было ни на йоту тщеславности, оперы, всегда изображают каким-то оперным героем и красавцем. А он был страшный: длинный, на слабых, тоненьких ножках и с такой маленькой, по отношению ко всему туловищу, головкой, что больше должен был походить на какое-то чучело с плохо приставленной головою, чем на живого человека. В лице у него был постоянный тик, и он вечно "кроил рожи": мигал, дергал ртом, водил носом и хлопал подбородком. При этом шагал огромными шагами, и все его спутники принуждены были следовать за ним бегом.

Воображаю, каким чудовищем казался этот человек иностранцам и как страшен он был тогдашним петербуржцам. Идет такое страшилище с беспрестанно дергающейся головой. Увидит его рабочий - хлоп в ноги! Петр тут же его дубиной по голове ошарашит: "Будешь знать, как кланяться, вместо того чтобы работать!". У того и дух вон. Идет дальше. А другой рабочий, не будь дурак, смекнул, что и виду не надо подавать, будто царя видишь, и не отрывается от дела. Петр дубиной укладывает и этого на месте: "Будешь знать, как царя не признавать". Страшный человек…

Валентин Серов. Петр I на работах. Строительство Петербурга. Государственная Третьяковская галерея
Валентин Серов. Петр I на работах. Строительство Петербурга. Государственная Третьяковская галерея

Произведение выше как раз изображает такой момент, о котором пишет Серов: Петр уносится в коляске вдаль и грозит кулаком солдату, который слоняется без дела. Стремительное движение императора явно противопоставляется понуро стоящей фигуре солдата. В качестве антуража здесь выступают перевернутые лодки вдоль дороги.

Но, конечно, главной и наиболее запоминающейся работой из этой серии стало изображение Петра на фоне строящегося Петербурга. Очень уж колоритная фигура вышла: по насыпи уверенно и твердо шагает император, он непоколебим в своем решении построить новую столицу. За ним, сгибаясь от ветра, едва поспевают придворные: где он делает два шага, они делают - десять, не того масштаба люди, не чета Петру.

Вдалеке виден шпиль Петропавловского собора, а слева - корабли, построенные по указу Петра, тот самый русский флот, которому еще предстоит принести славу России.

Валентин Серов. Петр I. Фрагмент
Валентин Серов. Петр I. Фрагмент

Для этого произведения Серов выбирает особый ракурс: мы смотрим на Петра снизу вверх, так его фигура кажется еще выше и величественнее. У ног монарха можно заметить корову - забавная деталь, как будто слегка снижающая пафос все этой мощной сцены. Художник вводит ее неслучайно - корова означает, что город потихоньку обживается, сюда переезжают люди, обзаводятся хозяйством...

Петр в произведении Серова действительно не выглядит писаным красавцем, но важно ли это для художника? Вовсе нет! Красота императора - в масштабе его деяний, а тут Петру точно есть чем гордиться.