По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 91% россиян считает опросы нужными
МОСКВА, 14 ноября. /ТАСС/. Подавляющее большинство россиян считают, что социологические опросы отражают реальные мнения граждан, в этом уверены 70% респондентов, при этом девять из десяти россиян считают опросы общественного мнения нужными. Таковы данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), представленные в понедельник, в отмечаемый в РФ День социолога.
"В большинстве случаев россияне также считают, что опросы отражают действительные мнения граждан (70%). Показатель этого года один из самых высоких, в прошлом году он был ниже на 5 п. п., а в 2018 г. - на 12 п. п., тогда был зафиксирован минимум (58%). Максимум же пришелся на 2005 год - 76%. Обратную точку зрения разделяют 23%, каждый четвертый, в 2018 году таковых было 37%", - говорится в исследовании.
О том, что опросы отражают реальные мнения граждан, чаще говорят женщины (73% против 68% среди мужчин), молодежь 18-24 лет (75%) и 35-59-летние (74-77%); те, кто оценивает свое материальное положение как хорошее (77% против 55% в группе недовольных доходами), жители села (76%), а также активные потребители телевидения и интернета (76%).
Также, по данным ВЦИОМ, подавляющее большинство россиян считают опросы общественного мнения нужными - 91%, или девять из десяти. Этот показатель, говорится в исследовании, остается достаточно высоким на протяжении всего периода измерений с 2005 года - на уровне 69-91%, в нынешнем периоде отмечен максимум, как и в 2018 году. В частности, несколько чаще о нужности соцопросов сегодня говорят молодые россияне 18-24 лет (96%), жители обеих столиц (95%) и городов-миллионников (94%), а также граждане, довольные своими доходами (96%).
Комментируя данные этого исследования на площадке "Социологический диктант-2022", генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров признал, что 70% доверяющих результатам соцопросов - это "высокая цифра", однако вместе с тем "доверия не хватает", его "должно быть больше". По его мнению, для этого люди должны лучше разбираться в социологии, и над этим нужно работать. "В целом сегодня в России около 600 организаций занимаются изучением общественного мнения и маркетинговыми исследованиями. Для того чтобы доверия было больше к нашей работе, мы должны быть более открытыми, мы должны вам рассказывать и показывать, как мы работаем, почему это работает и почему это достойно доверия", - отметил Федоров.
Всероссийский телефонный опрос "ВЦИОМ-Спутник" проводился 4 ноября 2022 года. В опросе приняли участие 1 600 россиян старше 18 лет. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%.