Найти тему

Куда идет Айкидо в современной России.

«Как много горящих очей,

Как много картонных мечей.

И я сегодня так странно одет

И я излучаю таинственный свет,

Не спрашивай это зачем, это зачем.....»

(с) Э.Шклярский

Какими самыми общими чертами можно охарактеризовать лучших представителей любого вида единоборств или БИ? Очевидно, что это, прежде всего, отточенность и экономичность движений, эффективность действий и качество их исполнения. Иными словами, на мастеров приятно посмотреть. Кроме того, все без исключения СЕ и БИ обладают довольно стройной системой обучения, основанной на дисциплине, отточенных методиках, которые, если вдуматься, имеют необыкновенно много общего. Почти никто не отрицает необходимость обязательного наличия тренера или сэнсэя, цепочки преемственности в передаче знаний от главы школы к инструкторам и далее к ученикам, а также наличия первичного фундамента (базы или основы) на котором строятся все дальнейшие знания и навыки. Без этого попросту невозможна подготовка квалифицированного и грамотного специалиста. Правда не отрицается это до того момента, пока речь не заходит об айкидо.

В силу того, что айкидо является боевым искусством, оно по определению ничем не должно выделяется из общего ряда. Естественно здесь не берутся в расчет специфические видовые нюансы, такие, как отсутствие соревнований или какие-либо технические особенности. В общем, все черты, присущие любому СЕ или БИ в айкидо имеются, но ……по ряду причин многие приверженцы айкидо (или те, кто считает, что им занимается) в России, считают нормой спекулировать на идеях элитарности искусства, его уникальности, противопоставления другим видам и вообще - на всём том, что в итоге играет с последователями айкидо злую шутку, а именно – разрывает исторические и логические взаимосвязи с другими единоборствами путем вытравливания из процесса обучения целых разделов, расшатыванием и уничтожением самих основ, на которых должно строиться обучение и совершенствование мастерства.

Часто выходит так, что начав заниматься, люди вообще перестают понимать, что и зачем они делают, либо забираются в такие дебри, что помочь им сможет только опытный психоаналитик. Истоки этой деструктивной политики кроются в нескольких вещах: кто-то фанатично поклоняется Уэсибе периода его послевоенной приверженности Омото-кё, понимая все им сказанное буквально, и соревнуясь в «правильной» интерпретации «учения», а также смакуя мифы из жизни великих учителей и нагнетая эзотерическую таинственность, другие стараются идти путем «прикручивания» к айкидо несвойственных ему элементов, результатом чего является продукт, больше похожий на корявый рукопашный бой с элементами силового дзюдо. Третьи, практически не скрываясь, делают на бренде айкидо откровенный бизнес, благо что сложившаяся ситуация это позволяет в полной мере. Т.е. проблем с пониманием сути айкидо, его целей и задач множество. Но начнем по порядку.

Для абсолютного большинства людей вопрос «что такое айкидо» до сих пор остается без ответа. Интерпретировать понимание по своему не пытался только ленивый: представители других стилей единоборств и БИ, люди интересующиеся, но принципиально далекие от спортивной сферы вообще, начинающие айкидоки и айкидоки с некоторым стажем. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Одна из главных проблем заключается в отсутствии заявленных видовых стандартов, некоего единого подхода в достижении целей, которые, к слову, тоже далеко не однозначны для довольно большого количества занимающихся.

Чего только не пытаются найти в айкидо! Балет и гимнастику, смертельные и секретные техники, просветление и оздоровление. Список можно продолжать долго. Многочисленные конфликты по интерпретации данного вопроса, а также искусственное обособление айкидо от других БИ и порождают существующую ситуацию. Сколько раз Вы слышали штампы «искусство мира», «непричинение вреда», «реальность» и пр.? Их применяют, совершенно не понимая сути. Каждый кулик хвалит свое болото и находит кучу аргументов. Только вот убедить, как правило, пытаются себя, а не окружающих. И у них это получается! Самые железобетонные доказательства разбиваются о веру в высокое, светлое и вечное, либо примитивное, глупое и агрессивное.

Модель поведения при такой огромной разнице в подходах становится понятной. В любой сфере человеческой деятельности, от боевых искусств и спорта до публичной политики или бытовых взаимоотношений всегда присутствует элемент конфронтации, т.е. принципиального социального, диалектического или даже физического столкновения с оппонентами. Пример прост – достаточно собрать в одном помещении 20 разных по психологическому типу и темпераменту случайных людей, после чего инициировать обсуждение какого-нибудь действительно важного вопроса. При этом сразу станет ясно, что прийти к обоюдному согласию крайне тяжело. Даже при такой небольшой выборке с приличной вероятностью появится шанс увидеть грызню, основанную на превалировании индивидуального «Я» и стремлении к доминированию в коллективе личностного эго. Любой тезис, который можно оспорить, скорее всего, вызовет противоположение, оппозицию, т.к. не лишен слабых мест с точки зрения людей малосведущих в той или иной области знания, но стремящихся выделиться.

Но так уж повелось в последние годы, что зачастую каждая посредственность считает себя гением (как вариант - непризнанным) и даже готова делать на этом имя и деньги, угождать собственным комплексам и лелеять космологические заблуждения, в то время как настоящий специалист об этих вещах и не задумается. Обычный же среднестатистический обыватель, скорее всего, займет более взвешенную или нейтральную позицию, однако в большинстве вариантов примкнет к тому, кто будет на его взгляд убедительнее, привлекательнее в демонстрации «удобных» и простых для освоения аргументов, над которыми не надо думать. Как говорится «пипл хавает». Этот подход прекрасно работает, но именно в нем кроется большинство бед российского айкидо. Нас призывают противопоставляться окружающему миру, выделяться из него, пытаться постигнуть синтез, отвергая при этом фундаментальные основы, на которых он должен строиться. Однако диалектика разума - это иллюзия, и она устраняется, как только мысль становится инструментом познания вполне определенных и материальных явлений, возвращением к последовательности, определенной практически доказанной закономерностью или хорошо изученными историческими процессами.

Банальный синдром «все дураки, а я пойду своим путем» часто становится неотъемлемой частью общения, однако не несет никакого практического смысла. Жертвы этого синдрома могут находиться в плену иллюзий годами, а порой и целую жизнь, но жаль не их, а тех, кого они тянут за собой, становясь инструкторами и начиная учить людей и создавая свои подобия. Эта трясина мнимой эффективности индивидуального подхода, по моему мнению, принципиально является ошибочной.

Проведем параллель. Любая сфера деятельности, а особенно воинское искусство в известный нам исторический период намеренно была лишена индивидуальности. Ведь для того чтобы побеждать, нужна слаженная боевая машина, которая работает буквально на уровне рефлексов и спинного мозга, а не яркая личность со своими эгоцентрическими идеями как часть механизма. В армии разброд и шатания в военное время всегда пресекались жестко, вплоть до расстрела на месте, потому что один паникёр и индивидуалист способен угробить не только себя, но и своих товарищей и похоронить целую операцию. Аналогично и в зале. Сколько бы ты не тренировался, тренировки в айкидо, как и любом искусстве должны иметь четкую отлаженную СИСТЕМУ, закрепляющую навыки на уровне рефлексов. Если же человек, занявшись БИ, приходит на тренировки, фонтанируя собственными «гениальными» идеями, уверен, что еще не все велосипеды придуманы и хочет чтобы его УЧИЛИ, он глубоко заблуждается. Тренироваться надо не для того чтобы учили, а чтобы самому учиться у того, кто дает информацию. Мало того, что индивидуалист не будет прогрессировать сам. Подобно раковой опухоли он своим эгоистичным и потребительским отношением начнет неосознанно разлагать других. Это происходит невидимо и постепенно, однако в результате получается, что часто ученики, достигая каких-то регалий (далеко не всегда слишком высоких), начинают считать, что дальше им все уже понятно и они самодостаточны для того, чтобы развиваться дальше вполне самостоятельно. В результате получаем типичную ситуацию, которая в принципе является бичом современных воинских искусств в России. Если отбросить финансовую и политическую составляющие, как якобы очевидные причины раскола различных федераций БИ, то на поверхность выходит совершенно иная подоплёка – футуристическое и монументальное ЭГО.

Вкратце, среднестатистический российский клуб можно обрисовать следующим образом: это общественная организация с громким названием, например «всероссийская или межгалактическая всестилевая федерация чего-нибудь» во главе с президентом (владыкой, императором – нужное подчеркнуть), которая всеми правдами и неправдами создает себе имидж единственной и неповторимой от Чукотки до Калининграда организации. На деле же имеется 1-2 подвальных зала, где собираются энтузиасты по 5-6 человек и занимаются неизвестно чем по «уникальной» методике человека, который своего сэнсэя то назвать не в состоянии, не говоря уж о том, чтобы четко и ясно сказать, где и сколько учился, у кого аттестовывался и т.д. Применительно к айкидо подобные дельцы называют себя «свободными айкидоками», независимыми и просветленными, которые, как правило, плюются в сторону классических школ и всячески выпячивают собственные сомнительные достижения. Глядя на результаты деятельности подобных клубов, создается стойкое ощущение, что в некрасивую форму пытаются запихать благородное содержание, однако ничего общего с БИ это не имеет. Почему форма некрасива? Да потому, что в отрыве от школ, в отсутствие сэнсеев более высокого уровня, всякого рода самиздатовские выскочки легко и быстро деградируют. Им кажется, что их самостоятельно отредактированные техники эффективны и замечательны, а главное заточены под брутальную российскую реальность (япошкам мол не понять). Однако специалисты (не только в айкидо) в этом случае склонны как минимум улыбаться. Да и выглядит айкидо под приправой «самиздата» весьма убого, т.к. по сути своей до сих пор находится на подвальном уровне 70-80-х г.г., напоминая более кухонную самооборону, нежели БИ. В эту же обойму можно отнести и всевозможные онлайновые курсы по айкидо. Можно конечно почерпнуть какие-то приемы из книжек и видео, придумать что-то самому и фанатично отрабатывать, вот только словом айкидо это называть не следует.

Вообще если принять за основу тот факт, что айкидо ничем не отличается от других сфер деятельности человека вообще и прочих БИ и СЕ в частности, то напрашивается очевидный вопрос: где хотя бы отдаленно сходная структура, системность обучения, объективная и доступная, а главное - правдивая информация? В большинстве случаев мы этого при всем желании не отыщем. Не спорю, есть и хорошие школы, но пока их количество исчезающее мало. Можно пересчитать в пределах 10 пальцев.

Если в целом взглянуть на то, что происходит с российским айкидо сегодня, конечно нельзя не отметить наличие скромных положительных тенденций и рост числа прагматичных людей, которые занимаются не балетом и псевдорелигиозным шаманством, а ищут системного подхода в более традиционном для БИ ключе. Начинается процесс «выхода из подвалов», появляются завязки на серьезных учителей, внедряются методики обучения. Но пока это капля в море, в то время, как основная масса продолжает сидеть в болоте самообмана, бизнеса, конъюнктурщины и прочих прелестей, формирующих сегодня общественное мнение и прослойку презираемых всеми просветленных ботаников, либо талантливых бизнесменов, тешащих самолюбие.

С этой стороны традиционные японские искусства смотрятся намного честнее и практичнее. Конечно, там тоже порой не обходится без политики и бизнеса, но вопрос в принципиально ином отношении общества к БИ. Те или иные додзё единоборств традиционно существуют в привязке к образовательным учреждениям, а у студентов не стоит дилемма «какое БИ самое сильное, кто кого победит» и т.д. Люди идут и занимаются. Не важно чем. Главное – отношение к обучению и способность воспринимать информацию в ее первозданном виде, без собственных домыслов. Историческая система взаимоотношений японцев, структурированность и иерархичность их общества дают эти огромные плюсы - им не приходится морочить себе голову тем, что у российского обывателя порой занимает годы самокопаний, либо вообще подменяет нормальный тренировочный процесс.

В данном материале я дал лишь очень тонкий и далеко не полный срез огромного количества проблем в современном варианте российского айкидо, однако даже исходя лишь из этого можно делать определенные выводы.

Только путем универсализации подходов к пониманию БИ, осознанию процесса обучения, как давно придуманного и сформировавшегося явления, возможно постепенно начать искоренять вопиющее порой невежество и заблуждения, поднимать престиж, а главное - качество российского айкидо.

Я не призываю становиться японцами, выполнять синтоистские обряды и т.д. Все-таки мы европейская нация, которой требуется адаптация к изначально чужим традициям. Европейский подход традиционно глобализирован и применительно к любой сфере деятельности мы размышляем вселенскими масштабами и категориями. Восточные же народы напротив – скрупулезны в мелочах. Мелочи (на европейский взгляд) это то, как стоят тапочки у входа в зал, это мельчайшие нюансы общения и технического исполнения учебных элементов, это отношение к учителям и умение слушать, опрятность доги и отношение к оружию. Пресловутые для многих правила традиционного этикета учат этим вещам. Порой их не надо понимать, достаточно всего лишь принять правила игры ради более серьезных целей. Окружающий мир состоит из мелочей, как всякое вещество из элементарных частиц. Возможно это именно то, чему у азиатов действительно стоит поучиться, создавая собственное видение айкидо на стыке, а не на взращивании противоречий и противопоставлении двух огромных культур и систем межличностных взаимоотношений.

*Материал написан ещё до войны, однако и сейчас, на мой взгляд, актуален. Будет и продолжение, уже с учетом меняющихся тенденций.